Решение по делу № 33-6997/2023 от 22.08.2023

Кировский районный суд г. Махачкалы

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-31

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 сентября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО6,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала", МБОУ "Начальная школа - детский сад " о признании незаконным бездействия по необеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму,

по апелляционной жалобе ответчика - администрации МО ГОсВД г. Махачкала на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

заместитель прокурора <адрес> г. Махачкала обратился в суд с иском к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала", МБОУ "Начальная школа - детский сад " о признании незаконным бездействия по необеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, в обосновании которого указано, что прокуратурой района с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа - Детский сад », расположенного по адресу: г. Махачкала, пр-кт. А. Акушинского 28 «У».

В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

РешениемКировского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> г.Махачкалы к администрации МО ГоСВД «г.Махачкала» и МБДОУ «Начальная школа - детский сад » о признании незаконным бездействия по не обеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации МО городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» по необеспечению соблюдения требований в МБДОУ «Начальная школа - детский сад » законодательства о противодействии терроризму незаконным.

Обязать администрацию МО городской округ с внутригородским делением «Город Махачкала» в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить в МБДОУ «Начальная школа - детский сад » нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

-       оборудовать объект (территория) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

-       организовать и обеспечить работу системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), таким образом, чтобы она обеспечивала оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

-       обеспечить автономное и бесперебойное электропитание системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территория);в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;

- объект (территория) оснастить охранной сигнализацией;

организовать архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца;

-обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать объект (территорию) помещением для охраны на 1-м этаже с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации.

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия МБДОУ «Начальная школа - детский сад » выразившимся в необеспечении соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму отказать».

На данное решение ответчиком - администрация МО ГОсВД г. Махачкала подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Постановлением Администрации г. Махачкала от <дата> О внесении изменений в постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от <дата> «Об утверждении муниципальной программы «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2020-2023гг.» постановлено выделить на данную цель денежные средства и финансирование в соответствии с данным постановлением производить за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Администрации г. Махачкала.

Согласно муниципальной программе «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала», утвержденную Постановлением Администрации г.Махачкала от <дата> , ответственным исполнителем и получателем денежных средств по реализации указанной программы, является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкала».

Судом в рамках рассмотрения дела, однако, данное управление не было привлечено к участию в деле для всестороннего объективного рассмотрения дела.

Согласно п. 1.3 Положения МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" Управление является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения, касающиеся самостоятельности указанного юридического лица.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно.

Администрация города Махачкалы ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми она распоряжается впоследствии самостоятельно.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу принципа состязательности, равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, для чего может представлять доказательства сама, либо просить помощи суда в их истребовании.

Согласно части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст.37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п.п. 4 и 9 ст.3 -Ф3).

В статье 2 ФЗ от <дата>г. «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п.1 ст. 10 ГПК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Из материалов дела следует, что прокуратурой<адрес>г.Махачкала с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад », расположенного по адресу: г. Махачкала, пр. А. Акушинского, 28 «У».

В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»:

В нарушении подпункта «д» пункта 24 Требований, объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией.

В нарушении пункта 30 Требований, не организовано архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.

В нарушении подпункта «б» пункта 25 Требований, не обеспечена охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В нарушении подпункта «в» пункта 25 Требований, объект (территория) не оборудован помещением для охраны на 1-м этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Указанные нарушения подтверждаются письмом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» от <дата>, заи не оспариваются сторонами.

Установлено, что в соответствии с Уставом учредителем МБОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала»: Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБОУ «Начальная школа – Детский сад ».

Кроме того, противопожарная безопасность является одним из видов общей безопасности, которая является предметом регулирования Федерального закона № 390-ФЗ от <дата> «О безопасности».

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п.п. 4 и 9 ст.3 -Ф3).

Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.

Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.

Принимая во внимание, что состав воспитанников МБОУ «Начальная школа – Детский сад » непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подать иск в интересах неопределённого круга лиц.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришёл к выводу о том, что доводы истца, отраженные в иске нашли свое подтверждение.

Довод жалобы о том, что судом ошибочно не принят во внимание тот факт, что администрация города Махачкалы по данному делу является ненадлежащим ответчиком, и требования, направленные к ней необоснованные, несостоятелен в силу следующего.

Материалами дела установлено, что МБОУ «Начальная школа – Детский сад » является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества является Администрация ГОсВД «город Махачкала», в связи с чем судом первой инстанции верно определен процессуальный статус ответчиков.

Администрация г. Махачкалы является учредителем МБОУ «Начальная школа – Детский сад » и в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обязана обеспечивать наличие в учреждении оборудования и сооружений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Доводы жалобы о том, что Администрация города Махачкалы не несет ответственности по обязательствам учреждения, являются необоснованными, поскольку не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер, направленных на устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ.

Перечисление Администрацией города Махачкалы ежегодно необходимых денежных средств на нужды муниципального образования не опровергает факт выявления нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и соответственно правильность выводов суда первой инстанции по существу спора и не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Ссылка в жалобе на неуказание прокурором сведений о том, являются ли выявленные нарушения следствием невыполнения образовательным учреждением добросовестно возложенных на них обязательств либо отсутствием необходимых денежных средств на указанные цели, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - администрации МО ГОсВД г. Махачкала – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

Кировский районный суд г. Махачкалы

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-31

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 сентября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО6,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала", МБОУ "Начальная школа - детский сад " о признании незаконным бездействия по необеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму,

по апелляционной жалобе ответчика - администрации МО ГОсВД г. Махачкала на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

заместитель прокурора <адрес> г. Махачкала обратился в суд с иском к Администрации МО городской округ с внутригородским делением "г. Махачкала", МБОУ "Начальная школа - детский сад " о признании незаконным бездействия по необеспечению устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, в обосновании которого указано, что прокуратурой района с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа - Детский сад », расположенного по адресу: г. Махачкала, пр-кт. А. Акушинского 28 «У».

В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

РешениемКировского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> г.Махачкалы к администрации МО ГоСВД «г.Махачкала» и МБДОУ «Начальная школа - детский сад » о признании незаконным бездействия по не обеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации МО городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» по необеспечению соблюдения требований в МБДОУ «Начальная школа - детский сад » законодательства о противодействии терроризму незаконным.

Обязать администрацию МО городской округ с внутригородским делением «Город Махачкала» в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить в МБДОУ «Начальная школа - детский сад » нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

-       оборудовать объект (территория) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

-       организовать и обеспечить работу системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), таким образом, чтобы она обеспечивала оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

-       обеспечить автономное и бесперебойное электропитание системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территория);в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;

- объект (территория) оснастить охранной сигнализацией;

организовать архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца;

-обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать объект (территорию) помещением для охраны на 1-м этаже с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации.

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия МБДОУ «Начальная школа - детский сад » выразившимся в необеспечении соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму отказать».

На данное решение ответчиком - администрация МО ГОсВД г. Махачкала подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Постановлением Администрации г. Махачкала от <дата> О внесении изменений в постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от <дата> «Об утверждении муниципальной программы «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2020-2023гг.» постановлено выделить на данную цель денежные средства и финансирование в соответствии с данным постановлением производить за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Администрации г. Махачкала.

Согласно муниципальной программе «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала», утвержденную Постановлением Администрации г.Махачкала от <дата> , ответственным исполнителем и получателем денежных средств по реализации указанной программы, является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкала».

Судом в рамках рассмотрения дела, однако, данное управление не было привлечено к участию в деле для всестороннего объективного рассмотрения дела.

Согласно п. 1.3 Положения МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" Управление является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения, касающиеся самостоятельности указанного юридического лица.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно.

Администрация города Махачкалы ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми она распоряжается впоследствии самостоятельно.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу принципа состязательности, равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, для чего может представлять доказательства сама, либо просить помощи суда в их истребовании.

Согласно части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст.37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п.п. 4 и 9 ст.3 -Ф3).

В статье 2 ФЗ от <дата>г. «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п.1 ст. 10 ГПК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Из материалов дела следует, что прокуратурой<адрес>г.Махачкала с привлечением сотрудника УВО по г. Махачкале - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад », расположенного по адресу: г. Махачкала, пр. А. Акушинского, 28 «У».

В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»:

В нарушении подпункта «д» пункта 24 Требований, объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией.

В нарушении пункта 30 Требований, не организовано архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.

В нарушении подпункта «б» пункта 25 Требований, не обеспечена охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В нарушении подпункта «в» пункта 25 Требований, объект (территория) не оборудован помещением для охраны на 1-м этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Указанные нарушения подтверждаются письмом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» от <дата>, заи не оспариваются сторонами.

Установлено, что в соответствии с Уставом учредителем МБОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала»: Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБОУ «Начальная школа – Детский сад ».

Кроме того, противопожарная безопасность является одним из видов общей безопасности, которая является предметом регулирования Федерального закона № 390-ФЗ от <дата> «О безопасности».

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п.п. 4 и 9 ст.3 -Ф3).

Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.

Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.

Принимая во внимание, что состав воспитанников МБОУ «Начальная школа – Детский сад » непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подать иск в интересах неопределённого круга лиц.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришёл к выводу о том, что доводы истца, отраженные в иске нашли свое подтверждение.

Довод жалобы о том, что судом ошибочно не принят во внимание тот факт, что администрация города Махачкалы по данному делу является ненадлежащим ответчиком, и требования, направленные к ней необоснованные, несостоятелен в силу следующего.

Материалами дела установлено, что МБОУ «Начальная школа – Детский сад » является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества является Администрация ГОсВД «город Махачкала», в связи с чем судом первой инстанции верно определен процессуальный статус ответчиков.

Администрация г. Махачкалы является учредителем МБОУ «Начальная школа – Детский сад » и в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обязана обеспечивать наличие в учреждении оборудования и сооружений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Доводы жалобы о том, что Администрация города Махачкалы не несет ответственности по обязательствам учреждения, являются необоснованными, поскольку не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер, направленных на устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ.

Перечисление Администрацией города Махачкалы ежегодно необходимых денежных средств на нужды муниципального образования не опровергает факт выявления нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и соответственно правильность выводов суда первой инстанции по существу спора и не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Ссылка в жалобе на неуказание прокурором сведений о том, являются ли выявленные нарушения следствием невыполнения образовательным учреждением добросовестно возложенных на них обязательств либо отсутствием необходимых денежных средств на указанные цели, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - администрации МО ГОсВД г. Махачкала – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

33-6997/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкала
Прокуратура РД
Ответчики
МБОУ Начальная школа-Детский сад №27
Администрация МО городской округ в внустригородским делением г.Махачкала
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
22.08.2023Передача дела судье
06.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Передано в экспедицию
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее