Дело № 2-3245/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2022 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Кукурекина К.В.,
при секретаре судебного заседания -Колтуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мещанкина Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, об обязании произвести перерасчёт страхового стажа, признании права на назначение страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд, с вышеуказанным иском, где с учетом уточнения просит:
обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю включить в страховой стаж Мещанкина Сергея Анатольевича ДД.ММ.ГГГГ г.р., периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вне зависимости от размера страховых взносов, подлежащих отчислению работодателями (страхователями) в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период;
признать за Мещанкиным Сергеем Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 208-Ф3 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с учетом норм федерального конституционного закона N 6-ФК3 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю назначить Мещанкину Сергею Анатальевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., страховую пенсию по старости с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 г. N208-Ф3 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с учетом норм федерального конституционного закона N 6-ФК3 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости Мещанкина Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших взносов на его индивидуальный лицевой счет так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Мещанкина С.А. за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на гражданских предприятиях города Севастополя;
обязании произвести выплату Мещанкину С.А. за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на гражданских предприятиях г. Севастополя;
обязании произвести выплату Мещанкину С.А. денежной суммы полагавшихся ему пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости и индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 года, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлением Правительства РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец одновременно обладал двумя гражданствами – Украины и Российской Федерации, поскольку имел регистрацию в г. Калининград, однако постоянно проживал в г. Севастополе. В г. Севастополе истец проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего осуществлял гражданскую трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Трудовые отношения и отношения с Пенсионным фондом Украины осуществлялись на основании гражданства Украины заявителя. Заявитель обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако при перерасчете пенсии в стаж заявителя не вошли периоды работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а сам стаж был рассчитан без применения к заявителю закона об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали, настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований
Представитель ответчика в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями не согласился, в удовлетворении иска просил отказать, представил суду возражение на исковое заявление.
Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истцом исходя и из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что индивидуальный пенсионный коэффициент определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после I января 2015 года.
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».
При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении приобретенные до вступления в силу названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых в пенсиях Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учётом суммы расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путём сложения части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 данного Федерального закона и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Таким образом, с 1 января 2002 года трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет по системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента.
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования определено, что на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, в котором отражаются сведения о начисленной заработной плате, страховых взносах и стаже за все периоды осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также иная информация, необходимая для формирования пенсионных прав. Индивидуальные сведения о заработной плате, страховых взносах и стаже работы застрахованных лиц вносятся в индивидуальный лицевой счет на основании сведений, содержащихся в отчетности, предоставленной страхователем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов.
Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.
Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец застрахован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за Истца стали уплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за истца не уплачены.
Между тем, в соответствии с положениями статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации либо международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В силу того, что Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в коммерческих организациях, не имеющих отношения к Черноморскому флоту Российской Федерации, то в отношении него по обозначенному периоду не может применяться статья 14, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанного в г. Киев ДД.ММ.ГГГГ, как и норма пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, включения периода работы за пределами Российской Федерации в случаях предусмотренных международными договорами Российской Федерации вне зависимости от уплаты страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Как подтверждается материалами пенсионного (выплатного) дела, истец является гражданином Российской Федерации на основании паспорта серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел Ленинградского района города Калининграда, код подразделения №, в котором имеются отметки о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в городе Калининграде по адресу: <адрес>. На регистрационный учет по месту жительства в г. Севастополе истец, согласно данным указанного выше паспорта, поставлен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец является гражданином Российской Федерации, получившим свое гражданство не в силу Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», подтверждением чему является паспорт гражданина РФ серия №, выданный ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, Положение Федерального закона №208-ФЗ могут быть применены к гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые приняли гражданство РФ в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 года № 1578-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербинина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1, частью 3 статьи 2 и статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» следует, что часть 1 статьи 1 и часть 3 статьи Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, задолго до указанной календарной даты приобретших гражданство Российской Федерации и в связи с этим имевших возможность формирования пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы в Украине.
Таким образом, Федеральный закон № 208-ФЗ в отношении Истца применению не подлежит, поскольку истец не является субъектом, на которого данный закон распространяет свое действие.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мещанкина Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, обязать перерасчитать страховой стаж, признать право на назначении страховой пенсии, обязать назначить страховую пенсию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение изготовлено в окончательно форме 22.11.2022.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя К.В. Кукурекин