19 декабря 2016 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.А.
при секретаре Березовской О.В.,
с участием представителя истца, помощника Шуйского межрайонного прокурора Эверстова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Шуйский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать бездействие администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района по неразработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, незаконным; обязать администрацию Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами. Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района. Установлено, что в собственности муниципального образования имеются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, администрацией муниципального образования - административный регламент, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не разработан и не утвержден. По мнению Шуйского межрайонного прокурора, бездействие администрации муниципального образования по разработке и принятию административного регламента, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращения за муниципальными услугами в данной сфере. Изложенное бездействие создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.
В судебном заседании помощник Шуйского межрайонного прокурора Эверстов А.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель Администрации Введенского сельского поселения не явился, суду направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также заявление о признании исковых требований в полном объеме.
С согласия административного истца дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Суд, заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.З ч.1 данной статьи, а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ) одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ участниками отношений, регулируемых данным Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 ст.11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности: крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами.
Согласно п.1, п.5 ст.З Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст.16 вышеуказанного Федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
На основании п.2, п.3, п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 данного Федерального закона, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу п.1 ч.1 ст.6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 года № 210-З «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 года № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента). Проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 года № 210- ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В ходе проведения Межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, установлено, что в собственности муниципального образования имеются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования - административный регламент, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Выявленное в результате проверки бездействие администрации муниципального образования по разработке и принятию административного регламента, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращения за муниципальными услугами в данной сфере.
Изложенное бездействие создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
С учетом изложенных обстоятельств, признания административного иска административным ответчиком, в соответствии со ст.ст. 46 КАС РФ суд считает исковые требования Шуйского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района по неразработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, незаконным.
Обязать администрацию Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Николаенко Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2016 года.
Судья Николаенко Е.А.
Согласовано
Судья Николаенко Е.А.