Решение по делу № 2-1424/2016 от 25.02.2016

Дело № 2-1424/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 мая 2016 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего Гвоздилиной И.В.,

с участием прокурора Аннаева Р.С.,

при секретаре Щелкунове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 48» и Финансовому управлению администрации г. Владимира о понуждении выделить денежные средства и установить систему телевизионного (видео) наблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Владимира, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным иском к администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 48» (далее МБОУ «СОШ № 48») и Финансовому управлению администрации г. Владимира о понуждении выделить денежные средства и установить систему телевизионного (видео) наблюдения

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму, и об образовании. Проверка показала, что помещения МБОУ «СОШ № 48» не оборудованы системой телевизионного (видео) наблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Здание школы предоставлено МБОУ «СОШ № 48» на праве оперативного управления. Полагает, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 8 ч. 1 ст. 41 и ч. 1, п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 г., наличие на территории образовательного учреждения телевизионного (видео) наблюдения является обязательным. На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 37 Устава г. Владимира считает, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности территории МБОУ «СОШ № 48» является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления. В связи с чем просит обязать администрацию г. Владимира выделить денежные средства, необходимые для установки системы телевизионного (видео) наблюдения на территории МБОУ «СОШ № 48» в течение ### месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а образовательному учреждению установить систему телевизионного (видео) наблюдения на территории образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств.

В судебном заседании прокурор иск поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 48» не возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения, однако оснащено тревожной кнопкой, осуществляется контрольно - пропускной режим. Также указал, что в случае достаточного финансирования система телевизионного (видео) наблюдения на территории образовательного учреждения будет установлена.

Представитель администрации г. Владимира возражал против исковых требований, указав, что в соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования об установке систем видеонаблюдения в общеобразовательных организациях распространяются лишь на вновь строящиеся здания, а также реконструированные либо прошедшие капитальный ремонт. Аналогичное требование закреплено в ст. 4 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, предусматривающих оборудование мест массового пребывания людей независимо от категории оборудования системами видеонаблюдения. Кроме того, раздел 1 Область применения» «СП ###. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 также распространяет указанный свод правил только на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений. При этом сам Свод правил вводится в действие только с ДД.ММ.ГГГГ года. Здание, занимаемое МБОУ «СОШ № 48», было введено в эксплуатацию в 1994 году, до настоящего времени реконструкции, либо капитальному ремонту не подвергалось, в связи с чем, данные требования не могут применяться. Все общеобразовательные учреждения г.Владимира оборудованы системой экстренной сигнализации (КТС), а также физической охраной. Таким образом, приняты достаточные меры по соблюдению требований п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», что также подтверждается актом комиссионной проверки готовности учреждения.

Представитель Финансового управления администрации г. Владимира возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию администрации г. Владимира, указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления образования администрации г. Владимира просил отказать в иске, по доводам, изложенным администрацией г. Владимира.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

    В соответствии с ч. 3 ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

    На основании ч. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства –участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии с п. 1.3 и п. 1.4 Устава МБОУ г. Владимира «СОШ № 48» собственником и учредителем бюджетного учреждения является муниципальное образование г. Владимир, имеющее статус городского округа.

Полномочия и функции собственника осуществляет Управление муниципальным имуществом г. Владимира, а полномочия учредителя - Управление образования администрации г. Владимира.

    Согласно п. 1.22 Устава к основным видам деятельности учреждении относятся – начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Так, одним из основных принципов противодействия терроризму, перечисленных в ст. 2 названного Федерального закона, является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

Пунктом "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Прокуратурой г. Владимира проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму и законодательства об образовании, в результате которой выявлено, что МБОУ «СОШ № 48» не оборудовано системами наружного и внутреннего видеонаблюдения.

Согласно ответу от 10 февраля 2016 года муниципальными общеобразовательными учреждениями заключены договоры на 2016 год на оказание охранных услуг с ОВО УМВД России по г. Владимиру.

Как следует из пояснений представителя МБОУ г. Владимира «СОШ №48» образовательное учреждение оснащено тревожной кнопкой, кроме того в школе осуществляется контрольно - пропускной режим.

Также судом установлено, что несмотря на обеспечение муниципальных образовательных учреждений физической охраной, путем заключения договоров с ОВО УМВД России по г. Владимиру, все муниципальные образовательные учреждения за исключением школы № 48, а также №№ ### основной (сменной) общеобразовательной школы № 8, учреждений дополнительного образования детей ДОО(сп)Ц и ЮАШ оборудованы системами наружного и внутреннего видеонаблюдения.

Исходя из вышеприведенных законоположений и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что наличие на территории образовательного учреждения телевизионного (видео) наблюдения является обязательным. В противном случае, МБОУ «СОШ № 48» будет поставлено в неравные условия по отношению к другим образовательным учреждениям, в которых имеется система видеонаблюдения, то есть уровень защищенности от террористических угроз в которых значительно выше.

Доводы представителя администрации г. Владимира о том, что здание, в котором расположена школа, введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» и СП ###. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, в связи с чем установленные ими требования не могут быть применены до осуществления капитального ремонта здания, несостоятельны.

Положения п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП ###

Между тем, установленные названным Федеральным законом и СП ограничения в применении содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, указывающих на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания МБОУ «СОШ № 48».

Доводы об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для оборудования здания школы системой видеонаблюдения, не могут быть также приняты во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей.

Ссылки администрации г. Владимира о том, что иск основан на нормативных правовых актах, содержащих общие понятия и рекомендации относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения, необоснован.

Как видно из указанных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.

Не принимаются возражения и о том, что в целях минимизации совершения террористических актов администрацией г. Владимира и школой уже предпринят ряд мер, направленных на защиту от преступных посягательств, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения, сигнализации не обеспечивает контроль и предупреждение террористических

Иных доводов, которые могли бы позволить принять иное решение, не приведено.

Из указанных выше норм права и положений Устава МБОУ «СОШ № 48» следует, что орган местного самоуправления (администрация г. Владимира) обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Такими мероприятиями является установка систем видеонаблюдения.

При этом законодательством не конкретизируются полномочия администрации г. Владимира как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму, объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз: муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Администрацией г. Владимира рекомендации законодателя предусмотреть средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты в полной мере не исполняются.

Отсутствие системы видеонаблюдения в школе отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Суд соглашается и с иском в части понуждения МБОУ «СОШ № 48» установить технические средства охраны с момента выделения денежных средств.

При этом суд исходит из того, что в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года № 231, администрация г. Владимира – исполнительно - распорядительный орган, наделенный в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Владимира федеральными законами и законами Владимирской области.

К полномочиям администрации города Владимира согласно ст. 37 Устава относятся: разработка проекта бюджета и исполнение бюджета муниципального образования город Владимир; внесение в Совет народных депутатов проекта бюджета города Владимира и отчета об исполнении бюджета города Владимира; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, в порядке, установленном решением Совета народных депутатов; осуществление функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с порядком, установленным администрацией города; формирование муниципального задания в соответствии с порядком, установленным администрацией города.

Анализ вышеприведенных законоположений, положений Устава МО г.Владимир позволяет суду сделать вывод, что организация и финансирование установки системы видеонаблюдения образовательного учреждения является одной из функций органа местного самоуправления по управлению и содержанию муниципального имущества, в связи с чем не может быть возложена на образовательное учреждение без соответствующих распоряжений собственника.

Доказательств тому, что имущество, переданное в оперативное управление МБОУ «СОШ № 48», не находится в муниципальной собственности, материалы дела не содержат.

В этой связи, обязанность по несению бремени содержания имущества школы № 48, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ей в оперативное управление, в том числе по обеспечению системы телевизионного (видео) наблюдения на территории школы возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры, полномочия по управлению и финансовому обеспечению которого возложены на администрацию г. Владимира.

По этим основаниям считает необходимым освободить от гражданско - правовой ответственности ответчика Финансовое управление администрации г.Владимира.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Прокурор просит обязать администрацию г. Владимира выделить денежные средства, необходимые для установки системы телевизионного (видео) наблюдения на территории МБОУ г. Владимира «СОШ № 48» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МБОУ г.Владимира «СОШ № 48» обязать установить систему телевизионного (видео) наблюдения на территории образовательного учреждения, в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств.

Указанный срок суд находит оптимальным для исполнения ответчиками возложенных на них решением суда обязанностей. Со стороны ответчиков возражений о невозможности исполнения решения в установленный шестимесячный срок суду не представлено, о предоставлении другого срока – большего по своей продолжительности, ходатайств не поступало.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Владимира, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 48» и Финансовому управлению администрации г.Владимира о понуждении выделить денежные средства и установить систему телевизионного (видео) наблюдения удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Владимира выделить денежные средства, необходимые для установки системы телевизионного (видео) наблюдения на территории Муниципального бюджетного образовательного учреждения г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 48» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 48» установить систему телевизионного (видео) наблюдения на территории образовательного учреждения, в течение ### месяцев с момента выделения администрацией г.Владимира денежных средств.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                             И.В. Гвоздилина

2-1424/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Владимира
Ответчики
Администрация г. Владимира
МБОУ г. Владимира "Средняя общеобразовательная школа № 48"
Финансовое управление администрации г. Владимира
"Средняя общеобразовательная школа № 48" МБОУ г. Владимира
Другие
Управление образования администрации г. Владимира
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
25.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2016Передача материалов судье
26.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2016Подготовка дела (собеседование)
23.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2016Предварительное судебное заседание
24.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2016Дело оформлено
24.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее