Дело № 2-45/2024
24RS0052-01-2024-000241-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2024 года с. Туруханск Красноярского края
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Туруханского района Бударина С.Р.,
представителя ответчика администрации Туруханского района Красноярского края Коноваловой А.О.,
при секретаре Ковалевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Туруханского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия по устранению допущенных нарушений законодательства.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Туруханского района проведена проверка администрации Туруханского сельсовета по фактам наличия: несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (далее ТБО) между береговой линии реки Енисей и автомобильной дороги в сторону аэропорта на территории с.Туруханск; в районе навесного моста, расположенного вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района; зловонного запаха и загрязнения территории (и водоёма) при эксплуатации септика в районе многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Туруханского сельсовета не принимаются меры в рамках муниципального контроля, в части исполнения полномочий, установленных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктов 8.2.1-8.2.3, 8.2.5, 8.2.11, 8.2.12, 8.2.33, 8.2.37, 8.2.39, 8.2.51, 8.5.1.15, 9.1 Правил благоустройства, по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в с. Туруханск. Также установлено, что в с. Туруханск допущено несанкционированное складирование строительного мусора (в том числе отходов от сноса зданий) и ТБО между береговой линией реки Енисей и автомобильной дорогой в сторону аэропорта (ориентировочные координаты – 65.791777, 87.9394251). Так же в ходе проверки выявлено несанкционированное складирование мусора в водоём и вдоль водоёма, начиная с района многоквартирного дома по ул. Киевская и далее по всей береговой линии ручья в с. Туруханск (ориентировочные координаты – 65.79839, 87.9588513). Аналогичная несанкционированная свалка мусора и ТБО выявлена под навесным мостом вблизи управления культуры и молодёжной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова, дом 40 в с. Туруханск (ориентировочные координаты) – 65.793515, 87.9637983). Администрацией Туруханского сельсовета согласно договору безвозмездного пользования от 08.06.2018 №09/2018 канализационные сети и септик №4 в районе многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск переданы в ООО «Туруханск-Жилсервис» для его сохранения, надлежащего обслуживания и бесперебойного отведения бытовых стоков от жилых домов. Однако администрацией Туруханского сельсовета не осуществляется муниципальный контроль за ООО «Туруханск-Жилсервис». При этом указанной управляющей компанией допускается загрязнение территории в районе многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск при откачке жидких бытовых отходов и эксплуатации обозначенного септика. По выявленным нарушениям прокуратурой района главе Туруханского сельсовета 07.07.2023 было внесено представление №7-01-110-2023 об устранении нарушений действующего законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены. Муниципалитетом дан формальный ответ от 08.08.2023 о ликвидации в июле 2023 года несанкционированной свалки ТБО между береговой линией реки Енисей и автомобильной дорогой в сторону аэропорта с. Туруханск. Так же в ответе указано, что администрация Туруханского сельсовета будет ходатайствовать о выделении денежных средств на ближайшей сессии Туруханского районного Совета депутатов с целью заключения договоров по расчистки указанных территорий, поскольку денежных средств на обозначенные мероприятия в бюджете администрации Туруханского сельсовета не предусмотрены. Кроме того, указано на подготовку предписания в адрес ООО «Туруханск-Жилсервис» о принятии мер, направленных на устранение допущенного загрязнения территории в районе многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск. При этом, администрацией Туруханского сельсовета не представлены документы, подтверждающие принятие каких-либо конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, а также не имеется достоверной информации о проведённом (проводимом) контроле за соблюдением Правил благоустройства и качественного исполнения полномочий, установленных п. 9.1 Правил благоустройства, п.п. 1.3, 1.6, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и 4.5 Положения о муниципальном контроле. Указанные обстоятельства приводят к отсутствию условий для безопасного и благоприятного проживания граждан, загрязнению территории в с. Туруханск, создающие угрозу жизни и здоровью граждан.
Определениями суда от 06.03.2024 года и от 01.04.2024 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Администрация Туруханского района Красноярского края, ООО «Туруханск-Жилсервис».
В процессе рассмотрения административного дела, прокурор Туруханского района уточнил административные исковые требования, и просит суд:
Обязать администрацию Туруханского района ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на земельных участках вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск с координатами: № 65.797783 Е 87.961868; № 65.797844 Е 87.959811; № 65.795147 Е 87.965079; № 65.795162 Е 87.964526; № 65.790391 Е 87.973257; № 65.790579 Е 87.973152.
Обязать администрацию Туруханского района ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на земельном участке под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова дом 40 в с. Туруханск с координатами: № 65.793498 Е 87.965446; № 65.793758 Е 87.966192.
От административных исковых требований к администрации Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края и ООО «Туруханск-Жилсервис» отказался.
Определением Туруханского районного суда от 14.06.2024 года производство по административному делу в части требований прокурора Туруханского района о признании незаконным бездействия администрации Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края и ООО «Туруханск-Жилсервис», прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований в данной части.
Определением суда от 17.07.2024 года, суд, в соответствии со ст. 16.1 КАС РФ перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
17.07.2024 года и 29.08.2024 года определениями Туруханского районного суда в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерство финансов Красноярского края, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительство Красноярского края.
Представитель истца – старший помощник прокурора Туруханского района Бударин С.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика – администрации Туруханского района Коновалова А.О., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация Туруханского района не имеет в собственности земельные участки по указанным в иске координатам. Не осуществляет управление и распоряжение ими, а осуществляет отвод земельных участков неразграниченной собственности и земельный контроль по отведенным участкам. Вопросы организации благоустройства территории в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» относятся к вопросам местного значения сельского поселения Туруханск. Туруханским сельским Советом депутатов утверждены правила благоустройства территории муниципального образования Туруханский сельсовет от 17.06.2014 №35-206, согласно п. 8.2.7 которого, на территории поселения запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Полагает, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Представитель соответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерльного казначейства по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых пояснил, что ответственность за содержание участков на которых имеется несанкционированное размещение отходов, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам местного самоуправления и не переданы в пользование иным лицам, несет орган местного самоуправления. Минфин России не наделено полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении расходов (субсидий) в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами.
Представитель соответчика Министерство финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Красноярского края просил отказать, пояснив, что Министерство финансов Красноярского края каких либо функций (в том числе контрольных) в сфере обращения с отходами производства и потребления не осуществляет, представителем интересов публично-правого образования –Красноярский край не является. Главным распорядителем бюджетных средств по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство экологии Красноярского края. Полает что, на органы местного самоуправления муниципальных образований необходимо возложить обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО, если такие места находятся в границах муниципального образования.
Представитель ответчика Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых в указал, что ответственность за ликвидацию несанкционированного размещения ТКО н землях, государственная собственность на которые не разграничена несет администрация Туруханского района. При этом, на территории Красноярского края в 2024 году введен механизм участия Красноярского края в софинансировании расходных обязательств муниципальных районов по ликвидации несанкционированных свалок, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований края, по решению вопросов местного значения, путем предоставления иных бюджетных трансферов из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов.
Представитель соответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, заявлений и ходатайств в суд не представил.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, преамбулой, и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункт 2 пункта 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Туруханского района выявлены факты: несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в водоём и вдоль водоёма, начиная с района многоквартирного дома по ул. Киевская д. 2и далее по всей береговой линии ручья в с. Туруханск (ориентировочные координаты – 65.79839, 87.9588513); несанкционированной свалки мусора и ТБО под навесным мостом вблизи управления культуры и молодёжной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова, дом 40 в с. Туруханск (ориентировочные координаты) – 65.793515, 87.9637983) (т.1 л.д.94-103).
07.07.2023 года прокуратурой Туруханского района, по результатам проверки, в адрес главы Туруханского сельсовета внесено представление №7-01-110-2023 с требованием принять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе по благоустройству и очистки от мусора указанных выше территорий (т.1 л.д.11-16).
По результатам рассмотрения указанного представления администрацией Туруханского сельсовета дан ответ от 08.08.2023 №01-12/490 согласно которому, по вопросу очистки береговой линии ручья вблизи дома №2 по ул. Киевская с. Туруханск и под навесным мостом, указано, что для расчистки данных территорий необходимо заключение договоров, однако бюджетом Туруханского сельсовета денежных средств на данные мероприятия не предусмотрены, в связи с чем, сельсовет будет выходить с ходатайством о выделении денежных средств на проведение данных мероприятий на ближайшей сессии Туруханского районного Совета депутатов (т. 1 л.д.18, 24-25).
Кроме того, из ответа администрации Туруханского сельсовета следует, что земельный участок от района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск и далее по всей береговой линии ручья на территории с. Туруханск, а также земельный участок под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова, д. 40 в с. Туруханск (ориентировочные координаты – 65.793515, 87.9637983), в Реестре муниципального имущества муниципального образования Туруханский сельсовет, не значится (т.1 л.д.199-201,202-213).
Согласно ответа администрации Туруханского района от 12.02.2024 №01-29/589, земельный участок, находящийся вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск и далее по всей береговой линии ручья на территории с. Туруханск и земельный участок под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова, д. 40 в с. Туруханск, не является собственностью Туруханского муниципального района Красноярского края, в реестре муниципального имущества Туруханского муниципального района не значатся (т.1 л.д.153).
Согласно акта осмотра от 06.05.2024 года, составленного старшим помощником прокурора Туруханского района Будариным С.Р. совместно с представителем администрации Туруханского сельсовета Юрьевой Н.А., при осмотре территория вдоль водоёма, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская с. Туруханск и по всей береговой линии ручья на территории с. Туруханск, было установлено, что ориентировочными координатами береговой линии ручья являются: 65.797783, 87.961868; 65.797844, 87.959811; 65.795147, 87.965079; 65.795162, 87.964526; 65.790391, 87.973257; 65.790579, 87.973152. Также осмотрен земельный участок, находящийся под навесным мостом вблизи управления культуры и молодёжной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова, д. 40 с. Туруханск, ориентировочными координатами данного земельного участка являются: 65.793498, 87.965446; 65.793758, 87.966192 (т.2 л.д. 104).
Как следует из акта осмотра ресурса публичной кадастровой карты от 19.03.2024 года и от 06.05.2024 года, расположенного на сайте www.egrp365.org/map/:
- участок местности, на территории с. Туруханск вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская и далее по всей береговой лини ручья, с координатами: № 65.797783 Е 87.961868; № 65.797844 Е 87.959811; № 65.795147 Е 87.965079; № 65.795162 Е 87.964526; № 65.790391 Е 87.973257; № 65.790579 Е 87.973152, на публичном кадастровом учете не состоит, сведений о постановке не имеется;
- участок местности, на территории с. Туруханск под навесным мостом вблизи управления культуры и молодёжной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова, д. 40 с. Туруханск (ориентировочные координаты – 65.793515, 87.9637983), на публичном кадастровом учете не состоит, сведений о постановке не имеется (т. 2 л.д. 41, 105).
Сведений о наличии собственников твердых коммунальных отходов размещенных на указанных земельных участках, в материалах дела не имеется и сторонами суду не представлено.
На день рассмотрения дела, несанкционированное размещенные на данных земельных участках твердых коммунальных отходов также не ликвидированы.
При этом, свалки, расположенные земельных участках вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск с координатами: № 65.797783 Е 87.961868; № 65.797844 Е 87.959811; № 65.795147 Е 87.965079; № 65.795162 Е 87.964526; № 65.790391 Е 87.973257; № 65.790579 Е 87.973152 и под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова дом 40 в с. Туруханск с координатами: № 65.793498 Е 87.965446; № 65.793758 Е 87.966192, находятся на земельных участках, являющихся государственными, собственность на которые не разграничена.
На основании статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов Российской Федерации, согласно части 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе: обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 4 и 8).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в том числе обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды, в том числе относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплена обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 вышеуказанного Закона).
Согласно части 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 вышеуказанного Закона).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 13.4 вышеуказанного Закона).
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, приведенные правовые нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения муниципального района организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что имеет место наличие несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территориях земельных участков, которые относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, собственник указанных твердых коммунальных отходов не установлен, администрация Туруханского района уклоняются от исполнения требований статей 13, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
С учетом приведенных выше обстоятельств суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию Туруханского района обязанности принять меры к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск с координатами: № 65.797783 Е 87.961868; № 65.797844 Е 87.959811; № 65.795147 Е 87.965079; № 65.795162 Е 87.964526; № 65.790391 Е 87.973257; № 65.790579 Е 87.973152 и под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова дом 40 в с. Туруханск с координатами: № 65.793498 Е 87.965446; № 65.793758 Е 87.966192, путем сбора и вывоза мусора на полигон твердых коммунальных отходов.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П Федеральный закон "Об охране окружающей среды", возлагающий осуществление управления в области охраны окружающей среды на органы местного самоуправления (статья 10), относит к субъектам природоохранной деятельности не только указанные органы, но и органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которым предоставляются достаточно широкие полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 5 и 6), а также исходит из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац одиннадцатый статьи 1 и абзац шестой статьи 3), что согласуется с конституционными предписаниями о единстве системы публичной власти.
Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления", являющемуся специальным законодательным актом, устанавливающим правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (преамбула), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 13). Приведенные законоположения не устанавливают конкретных полномочий органов публичной власти по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов, не освобождают органы местного самоуправления от участия в этой деятельности, но в то же время не возлагают обязанность по ее осуществлению исключительно на указанные органы.
В силу этого названные нормы подлежат применению во взаимосвязи с иными положениями данного Федерального закона, предусматривающими полномочия в области обращения с отходами, принадлежащие как органам местного самоуправления, так и органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также во взаимосвязи с нормами других федеральных законов, регулирующими отношения в рассматриваемой сфере.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, - притом что само по себе такое наделение приемлемо с точки зрения Конституции Российской Федерации - не означает, что до установления такого рода регулирования на органы местного самоуправления возлагалась вся полнота бремени несения затрат по очистке территорий муниципальных образований от загрязнения отходами потребления (Определение от 27 февраля 2018 года "559-О), а это во всяком случае предполагает обязательность софинансирования соответствующей деятельности за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу статей 2 и 42 Конституции Российской Федерации задача по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов имеет общегосударственное значение, а потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней публичной власти - как действующие от лица государства. Решение данной задачи не может быть возложено лишь на органы местного самоуправления и осуществляться исключительно за счет средств местных бюджетов.
Между тем органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора): из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Между тем, такие обстоятельства не следуют из материалов дела и судом не установлены.
Кроме того, судом установлено, что администрацией Туруханского района определено место накопления твердых коммунальных отходов, в которое место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов не входит.
С учетом того, что земельный участок, на котором расположено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, находится на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, что не оспаривалось сторонами, суд в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном Постановлении, приходит к выводу о возложении в равных долях обязанности профинансировать мероприятия по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Красноярского края и администрацию Туруханского района.
Вопреки доводам Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Красноярского края возложение обязанности профинансировать мероприятия по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов именно в равных долях на субъектов всех уровней публичной власти соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 27 с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий.
Доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, необходимости привлечения в качестве соответчиков по делу иных лиц, являются несостоятельными.
До установления иного правового регулирования, суд, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 27-П, которое не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, которой возложена обязанность финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки наряду с администрацией Туруханского района на Министерство финансов Российской Федерации и Министерства финансов Красноярского края в равных долях, поскольку именно финансовые органы государственной власти являются главными распорядителями бюджетных средств как федерального, так и краевого бюджета.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности софинансирования мероприятий по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на спорных участках, исходя из полномочий Министерства финансов Российской Федерации, установленных Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в том числе в части оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с вышеназванным Положением, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; организует перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который по мнению суда, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования прокурора Туруханского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Туруханского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на земельных участках:
1) Вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск с координатами: № 65.797783 Е 87.961868; № 65.797844 Е 87.959811; № 65.795147 Е 87.965079; № 65.795162 Е 87.964526; № 65.790391 Е 87.973257; № 65.790579 Е 87.973152;
2) Под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова дом 40 в с. Туруханск с координатами: № 65.793498 Е 87.965446; № 65.793758 Е 87.966192.
Обязать администрацию Туруханского района Красноярского края, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Красноярского края в равных долях профинансировать мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках:
1) Вдоль водоема, начиная с района многоквартирного дома №2 по ул. Киевская в с. Туруханск с координатами: № 65.797783 Е 87.961868; № 65.797844 Е 87.959811; № 65.795147 Е 87.965079; № 65.795162 Е 87.964526; № 65.790391 Е 87.973257; № 65.790579 Е 87.973152;
2) Под навесным мостом вблизи управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по ул. Свердлова дом 40 в с. Туруханск с координатами: № 65.793498 Е 87.965446; № 65.793758 Е 87.966192.
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительству Красноярского края, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд.
Председательствующий Л.В. Житникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.09.2024.