УИД 69RS0026-01-2021-002723-62
Дело № 2а-67/2022 (№ 33а-2906/2022) судья – Харази Д.Т.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н. и Сельховой О.Е.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мелиховой В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сельховой О.Е.
административное дело по апелляционной жалобе Колпакова В.С. на решение Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля 2022 года по административному исковому заявлению Колпакова В.С. к администрации г. Ржева Тверской области, Главе г. Ржева Тверской области Крылову Р.С. о признании действий по установке места (площадки) для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, незаконными, возложении на администрацию г. Ржева Тверской области обязанности исключить сведения о данной площадке из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и очистить место, где находится мусорный контейнер и прилегающую к нему территорию от мусора,
у с т а н о в и л а:
22 ноября 2021 года Колпаков В.С. обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что он является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес>.
В июне 2020 года по указанному адресу в непосредственной близости с местом проживания административного истца, установлен мусорный контейнер, что нарушает его права в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку место расположения контейнера нарушает требования СанПиН 2.1.3684-21.
Установка контейнера привела к тому, что рядом с домом Колпакова В.С. разбросан мусор, образовалось большое скопление бродячих собак и крыс, в летний период из контейнера исходит неприятный запах. Кроме того, мусорный контейнер расположен вдоль проезжей части, что препятствует свободному проезду к месту проживания административного истца. Место (площадка) для сбора твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) по вышеуказанному адресу не оборудовано, не имеет ограждения, навеса, не асфальтировано, не забетонировано.
Помимо этого, место установки мусорного контейнера и размещения данного места (площадки) для сбора ТКО не согласовано с жителями района города, вопрос о планируемом месте (площадке) для сбора ТКО на обсуждение органами местного самоуправления не выносился.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконными действия администрации г. Ржева Тверской области, в лице Главы г. Ржева Тверской области Крылова Р.С., по установке места (площадки) для сбора ТКО по адресу: <адрес> <адрес>, обязать администрацию г. Ржева Тверской области исключить сведения из реестра мест (площадок) накопления ТКО № 694 от 24 августа 2020 года, а именно пункт 130, и очистить место, где находится мусорный контейнер, и прилегающую к нему территорию от мусора.
Протокольным определением суда от 22 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Глава г. Ржева Тверской области Крылов Р.С.
Протокольным определением суда от 20 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Тверьспецавтохозяйство».
Участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Колпакова В.С. к администрации г. Ржева Тверской области и Главе г. Ржева Тверской области Крылову Р.С. о признании действий по установке места (площадки) для сбора ТКО по адресу: <адрес> <адрес>, незаконными, о возложении обязанности на администрацию г. Ржева Тверской области исключить сведения из реестра мест (площадок) накопления ТКО № 694 от 24 августа 2020 года, а именно пункта 13, и очистить место, где находится мусорный контейнер, и прилегающую к нему территорию от мусора.
В апелляционной жалобе Колпаков В.С. просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Критикуя выводы суда первой инстанции о соответствии контейнерной площадки требованиям санитарных правил, апеллянт указывает, что данная площадка создана в нарушение требований Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, правил благоустройства муниципального образования и санитарно-эпидемиологических норм.
Кроме того, судом не приняты во внимание установленные Управлением Роспотребнадзора по Тверской области нарушения, о недопустимости которых обращено внимание в выданном администрации предостережении от 4 июня 2021 года. При этом Управление Роспотребнадзора по Тверской области о рассмотрении дела извещено не было.
Участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из законности действий администрации г. Ржева Тверской области и Главы г. Ржева Тверской области и отсутствия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Между тем, при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Круг лиц, участвующих в административном деле, определен в статье 37 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 2).
В соответствии с пунктом 8.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По результатам рассмотрения обращения Колпакова В.С. от 17 мая 2021 года, касающегося вопросов размещения площадки для сбора ТКО по адресу: <адрес> <адрес>, Управлением Роспотребнадзора по Тверской области администрации г. Ржева Тверской области объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 4 июня 2021 года № 16/52.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве, который является структурным подразделением Управления и не имеет статуса юридического лица.
Управление Роспотребнадзора по Тверской области к участию в деле не привлечено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене судом апелляционной инстанции в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Кроме того, при рассмотрении дела судом не принято во внимание, что административный иск предъявлен Колпаковым В.С., который зарегистрирован по адресу: <адрес>. Сведения о регистрации административного истца на территории Тверской области, согласно информации, представленной Отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тверской области, отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН собственником дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, является Колпакова Л.И.
Таким образом, судом не проверено, затрагивают ли оспариваемые действия административного ответчика права, свободы и законные интересы Колпакова В.С.
Помимо этого, в просительной части административного иска Колпаков В.С. ставит вопрос об исключении пункта 130 из реестра мест (площадок) накопления ТКО, утвержденного Постановлением администрации го. Ржева от 24 августа 2020 года № 694.
В этой связи, суду следует выяснить волю административного истца на оспаривание Постановления администрации города Ржева от 24 августа 2020 года № 694 (с последующими изменениями и дополнениями) и при необходимости предложить ему уточнить исковые требования, а также рассмотреть вопрос о выделении данной части требований в отдельное производство и переходе к их рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ.
Учитывая изложенное, решение Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение в Ржевский городской суд Тверской области.
Руководствуясь 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ржевский городской суд Тверской области.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи