Дело №2-887(1)/2015
РешениеИменем Российской Федерации
6 июля 2015 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Черняевой Л.В.
при секретаре Фоминой Ю.А.
с участием истцов Алпатовой Н.А., Самойлова Л.Н., их представителя Алпатова Р.В.,
представителей ответчиков Колобковой Л.В., Кондратьевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алпатовой Н. А., Самойлова Л. Н. к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Саратовэнерго», Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» о признании незаконным начисления за общедомовые нужды, демонтаже общедомового прибора учета, обязании произвести перерасчет с последующим списанием долга за общедомовые нужды с зачетом оплаты за электроэнергию, обязании производить начисления за потребленную электроэнергию исходя из данных индивидуальных приборов учета,
установил:
первоначально истцы обратились в суд с иском к ответчику Открытому акционерному обществу «Саратовэнерго» (далее ОАО «Саратовэнерго»), указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, без ведома жителей дома ОАО «Саратовэнерго» установило общедомовой прибор учета электроэнергии (далее - счетчик). В марте 2013 года стали производиться начисления в различных размерах (квитанции прилагаются). В соседнем доме, который является аналогичным и находится напротив, общедомовой прибор учета не устанавливался. Счетчик был установлен на основании Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», но не было учтено и проигнорировано то, что данный дом не является многоквартирным, а является жилым домом. Так, согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим скосу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Необходимо принять во внимание, что существуют дома усадебного типа, включающие две и более квартиры, в которых нет помещений общего пользования в таком доме, а обеспечивается возможность прямого доступа только на земельный участок, на котором расположен дом. Представляется, что необходимо относить такой дом к категории «жилой дом» с целью не допустить распространения на собственников квартир действия норм ЖК РФ, устанавливающих обязанности несения бремени содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3 статьи 30) и бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39), главы 6 «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников», разделов VII «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги» и VIII «Управление многоквартирным домом». Таким образом, при отсутствии в доме общего имущества, состав которого определен в ст. 36 ЖК РФ, данный дом признается жилым домом, а не многоквартирным. Кроме того, в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учета, которые отвечают всем требованиям, и плата за электроэнергию осуществляется своевременно и в полном объеме. Для защиты своих интересов в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, а также ст. 11 ГК РФ истцы были вынуждены обратится в суд, для чего были заключены договоры на оказание юридической помощи с А.Р.В.. Собственник <адрес> вышеуказанного дома - Алпатова Н.А. обратилась с заявлением в Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» о незаконных начислениях за общедомовые нужды (далее ОДН), а также проведении перерасчета и исключения графы «ОДН» из приходящих квитанций к оплате. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» считает свои действия законными. Далее Алпатова Н.А. обратилась в Вольскую межрайонную прокуратуру, после чего ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ и проведена соответствующая проверка совместно с главой <адрес> муниципального образования С.В.Ю., а также представителями ОАО «Саратовэнерго» и «МРСК Волги», после чего по существу сообщено следующее: «оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется». Далее было обращение в ОПФР № от ДД.ММ.ГГГГ года, ответ на него не был получен. С сентября 2012 года по февраль 2013 года Алпатовой Н.А. за общедомовые нужды начислено 0 рублей. За 2013 год в совокупности 760 рублей. За 2014 год в совокупности 1721 руб.. За 2015 год начислено: за январь 11,76 руб., февраль 550,76 руб., март 8 руб., апрель 8 руб. соответственно. Из них оплачено: январь 12 руб., март 200 руб., а в совокупности 212 руб.. Таким образом, совокупный платеж Алпатовой Н.А за общедомовые нужды за все время составил 2693 руб.. Жителем <адрес> указанного дома, Самойловым Л.Н., плата за общедомовые нужды не осуществлялась. За все время с момента установки счетчика ему было начислено за 2013 год: март 427,57 руб., апрель 15,21 руб., май 98,02 руб., июнь 123,37 руб., июль 149,31 руб., август 34,02 руб., сентябрь 81,27 руб., октябрь 7,56 руб., ноябрь 230,58 руб., декабрь 139,86 руб.. За 2014 год начислено: январь 141,75 руб., февраль 98,21 руб., март 160,65 руб., апрель 185,22 руб., май 34,02 руб., июнь 20,79 руб., июль 68,60 руб., август 15,68 руб., сентябрь 21,56 руб., октябрь 41,16 руб., ноябрь 39,20 руб., декабрь 50,96 руб. соответственно. За 2015 год начислено за январь 11,76 руб., февраль 482,16 руб., март 7,84 руб.. ДД.ММ.ГГГГ Самойлов Л.Н. обратился в Государственную жилищную инспекцию <адрес>, которая в рамках полномочий провела проверку многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В результате проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме находится пять квартир, каждая квартира имеет отдельный вход. Места общего пользования отсутствуют. Также в этом можно убедиться, рассмотрев технические паспорта квартир и планы дома. На основании заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> Самойловым Л.Н. были поданы заявления Начальнику «Вольского РЭС» Б.В.В. и руководителю Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» Л.А.Н. о демонтаже счетчика и проведении перерасчета. До сих пор меры не приняты, ответы не получены. В апреле 2015 года производилась замена общедомового прибора учета на новый по причине неисправности. Кроме того, на протяжении всего времени с момента установки счетчика на жалобы приезжали множество комиссий и, походив вокруг дома, уезжали, актов осмотра не составлялось и никакие меры не применялись. ОДН также начисляется по сей день. Таким образом, гарантирующим поставщиком электроэнергии проигнорированы все жалобы и заявления. Даны ответы, не соответствующие фактическим обстоятельствам, ссылки на Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, считая данный объект «многоквартирным домом» и утверждения, что дом должен оснащаться общедомовым прибором учета, а также указывают на п. 1 ст. 36 ЖК РФ, хотя по факту «мест общего пользования нет», о чем опять же говорит жилищная инспекция <адрес>. Кроме того, в графах указываются цифры, несоразмерные реальным потреблениям, за которые обычно платят жители многоквартирных домов, что не соответствует принципам разумности и справедливости, установленным ст. 6 ГК РФ. В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Учитывая вышеизложенное, истцы просили признать незаконным начисления за общедомовые нужды с марта 2013 года по май 2015 года; обязать Вольское отделение ОАО «Саратовзнерго» демонтировать общедомовой прибор учета; обязать Вольское отделение ОАО «Саратовзнерго» произвести перерасчет с последующим списанием долга за общедомовые нужды, а так же зачетом в счет оплаты за электроэнергию выплаченных денежных средств за общедомовые нужды Алпатовой Н.А.; обязать Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» произвести перерасчет с последующим списанием долга за общедомовые нужды Самойлову Л.К.; обязать Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» производить начисления за потребленную электроэнергию в <адрес>, исходя из данных индивидуального прибора учета; взыскать с Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» оплату юридических услуг в соответствии с договорами в размере 20000 рублей; взыскать с Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» расходы, связанные с оплатой судебной доверенности в размере 3000 рублей.
В судебном заседании истцы уточнили наименование ответчика Открытого акционерного общества «Саратовэнерго» как Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Саратовэнерго» (далее ПАО «Саратовэнерго»), а также просили привлечь в качестве соответчика по делу Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее ОАО «МРСК Волги»), поскольку именно данным ответчиком был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. Кроме того, в судебном заседании истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконными начисления за общедомовые нужды ПАО «Саратовэнерго»; обязать ОАО «МРСК Волги» демонтировать общедомовой прибор учета; обязать Вольское отделение ПАО «Саратовэнерго» произвести перерасчет с последующим списанием долга за общедомовые нужды, а также зачетом в счет оплаты за электроэнергию выплаченных денежных средств за общедомовые нужды Алпатовой Н.А.; обязать Вольское отделение ПАО «Саратовэнерго» произвести перерасчет с последующим списанием долга за общедомовые нужды Самойлову Л.Н.; обязать Вольское отделение ПАО «Саратовэнерго» производить начисления за потребленную электроэнергию в <адрес>, исходя из данных индивидуального прибора учета; взыскать с Вольского отделения ПАО «Саратовэнерго» оплату юридических услуг в соответствии с договором в размере 10000 руб. в пользу Алпатовой Н.А. и Самойлова Л.Н.; взыскать с ОАО «МРСК Волги» оплату юридических услуг в соответствии с договором в размере 10000 руб. в пользу Алпатовой Н.А., Самойлова Л.Н.; взыскать с Вольского отделения ПАО «Саратовэнерго» расходы, связанные с оплатой судебной доверенности в размере 1500 руб., в пользу Алпатовой Н.А., Самойлова Л.Н.; взыскать с ОАО «МРСК Волги» расходы, связанные с оплатой судебной доверенности в размере 1500 руб., в пользу Алпатовой Н.А., Самойлова Л.Н..
Представитель ответчика - ПАО «Саратовэнерго» против заявленных требований возражал, указывая, что данный ответчик является гарантирующим поставщиком электрической энергии и осуществляет энергоснабжение МКЖД истцов. Между ПАО «Саратовэнерго» и какой-либо управляющей организацией договора энергоснабжения в отношении вышеуказанного МКЖД не заключались. В связи с чем ПАО «Саратовэнерго» фактически поставляет электрическую энергию непосредственно гражданам, проживающим в данном МКЖД, а также осуществляет расчеты за потребленную электрическую энергию, путем выставления платежных документов. В связи с введением котлового метода расчёта тарифов на услуги по передаче электрической энергии (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ № ПАО «Саратовэнерго» состоит в договорных отношениях по оказанию услуг по передаче электрической энергией с сетевой организацией ОАО «МРСК Волги» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с данным договором ОАО «МРСК Волги» оказывает услуги по передаче электрической энергии до потребителей ПАО «Саратовэнерго» в том числе и через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций. Положениями ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ все многоквартирные дома должны быть в обязательном порядке оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии. ДД.ММ.ГГГГ своими силами за свой счет сетевой организацией ОАО «МРСК Волги» была осуществлена установка и приемка к расчетам общедомового прибора учета типа: №, о чем был составлен соответствующий акт. Информация об иных общедомовых приборах учета, установленных в МКЖД по адресу: <адрес>, в ПАО «Саратовэнерго» отсутствует. Данный прибор учета проверен в установленном порядке, внесен в государственный реестр средств измерений, находится на балансе ОАО ««МРСК Волги». В настоящее время в силу п. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» возможна установка общедомового (коллективного) прибора учета в отсутствие волеизъявления собственников многоквартирного дома и с возложением на них соответствующих расходов. ОАО «МРСК Волги» выполнило за собственников обязанность по оснащению общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии спорного многоквартирного дома бесплатно, его установка не нарушает прав граждан-потребителей. Также с 01.09.2012 г. вступили в силу Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), в связи с чем изменился порядок формирования объемов поставленной электрической энергии и выставления платежных документов. В соответствии с данными Правилами следует, что для определения объемов (количества) электрической энергии, поданной в многоквартирный дом, подлежат использованию коллективные (общедомовые) приборы учета, расположенные на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. Начиная с марта 2013 г. ПАО «Саратовэнерго» производит начисление за потребленную электроэнергию но данному МКЖД с учетом общедомовых нужд с выставлением платежных документов (п. 69 Правил №354) гражданам-потребителям. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 36 ЖК РФ - собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности имущество в многоквартирном доме, а именно: электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), электрическое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования. Согласно этой же норме коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. В МКЖД истцов общим имуществом всех собственников являются внутридомовые инженерные сети, предназначенные для подачи электроэнергии, отходящие от общедомового (коллективного) прибор учета электроэнергии до индивидуальных приборов учета. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг от 2011 года на расчетную величину ОДН оказывают влияние индивидуальный объем потребления электрической энергии, объем электрической энергии, поступившей в многоквартирный жилой дом, учтенный общедомовым прибором учета, и суммарное количество электрической энергии, потребленной во всех помещениях дома. Фактические показания индивидуальных приборов учета, необходимые для корректного расчета величины электроэнергии, расходуемой на ОДН, жители дома передают не по всем квартирам и не ежемесячно, в связи с чем, производится начисление по среднемесячному потреблению. Кроме того, в соответствии с п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии N 442 и Правил учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г.), обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. Также согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг от 2011 года оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В соответствии с п. 138 и п. 141 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442, для учёта электроэнергии гражданами-потребителями должны использоваться приборы учёта электроэнергии только класса 2 и выше. Использование абонентами приборов учёта класса точности 2,5 и с истекшим сроком межповерочного интервала и принятие энергетической компанией расчётов по данным приборам, является нарушением статей 13, 15 Закона Российской Федерации «Об обеспечении Единства измерений». В октябре 2014 г. персоналом Вольского отделения ПАО «Саратовэнерго» было произведено контрольное снятие показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии. При этом были вручены предписания на замену приборов учета электроэнергии с истекшим межповерочным интервалом. Несмотря на выданные предписания, замена индивидуальных ПУ электроэнергии не была произведена. На основании изложенного следует, что причинами начисления ОДН собственникам МКЖД истцов являются: непредставление показаний индивидуальных ПУ электроэнергии; использование индивидуальных ПУ электроэнергии класса точности 2,5 и с истекшим сроком межповерочного интервала (<адрес>); изношенность внутридомовых инженерных сетей. Это приводит к потерям во внутридомовых инженерных сетях, предназначенных для подачи электроэнергии. На основании вышеизложенного представитель ПАО «Саратовэнерго» просил отказать истцам в иске в полном объеме.
Представитель ответчика - ОАО «МРСК Волги» против иска возражал, указав следующее. ОАО «МРСК Волги» не имеет договорных отношений с гражданами- потребителями, не производит и не производило каких-либо начислений за электроэнергию, в том числе и за общедомовые нужды. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В соответствии с пунктом 150 Постановления Правительства РФ №442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Администрация <адрес> муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> в письме № от ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес <адрес> электрических сетей список многоквартирных жилых домов по <адрес> муниципальному образованию. Вольским РЭС в адрес Администрации <адрес> МО были направлены письма № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о направлении представителя для оформления акта допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес>, и за № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что планируется начало работ по установке прибора учета по вышеуказанному адресу. В соответствии с п. 150 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства). Необходимо отметить, что прибор учета по адресу <адрес> был установлен ОАО «МРСК Волги» безвозмездно в связи с неисполнением собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома требований ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ по оснащению своего дома коллективным прибором учета. Одновременно следует учесть, что даже при наличии статуса ветхого жилья дом, находящийся по адресу <адрес>, на момент установки счетчика и до настоящего времени не был расселен либо капитально отремонтирован. Электроэнергия в полном объеме доводится до внешней стены указанного дома, поэтому ОАО «МРСК Волги» обязано было выполнить требование ст. 13 ФЗ № 261 по установке прибора учета. Многоквартирным домом в соответствии со статьями 16 и 36 ЖК РФ является индивидуально-определенное здание, которое состоит из двух и более квартир, а также из входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме помещений общего пользования, конструкций и оборудования в соответствии с жилищным законодательством. Таким образом, ОАО «МРСК Волги» считает установку коллективного прибора учета по указанному адресу законной. Учитывая вышеизложенное, а также факт отсутствия договорных отношений ОАО «МРСК Волги» с истцами, представитель данного ответчика просил в иске отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Суд установил, что истица Алпатова Н.А. является собственницей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>, истец Самойлов Л.Н. зарегистрирован в <адрес> данного дома, собственницей которой является жена истца - С.В.Ф. (свидетельства о государственной регистрации права собственности на л.д. 12,19).
В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования. В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Согласно кадастровому паспорту на жилой <адрес>, данный дом является жилым многоквартирным двухэтажным домом, 1963 года ввода в эксплуатацию (л.д. 160). Данное обстоятельство не опровергается письмом Главы <адрес> муниципального образования С.В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес руководителя Вольского РЭС с указанием числа многоквартирных домов в <адрес> (л.д. 157).
Из анализа приведенных выше норм и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что квартиры истцов расположены в многоквартирном жилом доме, в котором имеются общие стены, чердак, коммуникации, включая инженерные сети.
Форма управления данным многоквартирным домом, как указали истцы, не выбрана.
Согласно ст.ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Возможна принудительная установка коллективных приборов учета в силу положений п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Суд установил, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме истцов не принимали решения об установке счетчика электрической энергии, что подтверждается объяснениями сторон.
ОАО «МРСК Волги» был установлен прибор учета электрической энергии в связи с неисполнением данной обязанности собственниками помещений в указанном многоквартирном доме. Данное обстоятельство не опровергается истцами. Для участия ДД.ММ.ГГГГ в установке общедомового прибора учета электроэнергии приглашался представитель администрации <адрес> муниципального образования Вольского муниципального района (л.д. 158), что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец Самойлов Л.Н. в судебном заседании подтвердил, что он и ряд других жильцов дома присутствовали при установке общедомового прибора учета электрической энергии ДД.ММ.ГГГГ года. Он также указал, что не все квартиры в его доме приватизированы, оборудованы счетчиками требуемого образца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный счетчик установлен ОАО «МРСК Волги» за свой счет на законных основаниях, принадлежит данному обществу, его установка не нарушает прав и законных интересов истцов, поэтому в удовлетворении требования о демонтаже общедомового прибора учета электрической энергии надлежит отказать.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Согласно пункта 9 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме могут, в том числе, определяться в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация также может быть исполнителем коммунальных услуг для жильцов многоквартирного жилого дома. В данном случае электроснабжение собственников (нанимателей) квартир многоквартирного дома истцов осуществляется ПАО «Саратовэнерго».
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как пояснил в судебном заседании представитель ПАО «Саратовэнерго», расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды производился по формуле 12 указанного выше приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг:,
где: - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил; - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению; - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 138 и п. 141 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442, для учёта электроэнергии гражданами-потребителями должны использоваться приборы учёта электроэнергии только класса 2 и выше. Использование абонентами приборов учёта класса точности 2,5 и с истекшим сроком межповерочного интервала и принятие энергетической компанией расчётов по данным приборам неправомерно.
Проведенными по заявлениям истцов проверками Вольской межрайонной прокуратурой и Государственной жилищной инспекции <адрес> нарушений закона, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не найдено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцами не опровергнуты доводы ответчика ПАО «Саратовэнерго» о том, что произведенное им начисление за ОДН верно, оно производно от использования потребителями электроэнергии в данном доме индивидуальных приборов учета класса точности 2,5 и с истекшим сроком межповерочного интервала, изношенности внутридомовых инженерных сетей. В связи с изложенным начисление за электроэнергию на ОДН нельзя признать незаконным и истцы не имеют права на перерасчет оплаты за услугу электроснабжения на общедомовые нужды, зачет произведенной оплаты в счет платежей за электроэнергию по индивидуальным приборам учета, понуждение ПАО «Саратовэнерго» производить начисления истцам по индивидуальным приборам учета электроэнергии. Таким образом, в удовлетворении всех исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Алпатовой Н. А., Самойлова Л. Н. к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Саратовэнерго», Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» о признании незаконным начисления за общедомовые нужды, демонтаже общедомового прибора учета, обязании произвести перерасчет с последующим списанием долга за общедомовые нужды с зачетом оплаты за электроэнергию, обязании производить начисления за потребленную электроэнергию исходя из данных индивидуальных приборов учета отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд.
Судья Черняева Л.В.