Дело № 2-29/2024
УИД- 75RS0№-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2024 года <адрес>
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Виноградовой Ю.А.
при секретаре Быковой Ю.И.,
с участием помощника прокурора Красночикойского района Забайкальского края Пушкарева В.А.,
представителей ответчиков Ланцова В.А., Никифоровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Альбитуйское», администрации муниципального района «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить приведение проезжей части автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ, установить искусственное освещение, профинансировать эти мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красночикойского района обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, указав, что по результатам прокурорской проверки выявлено несоответствие автомобильной дороги местного значения по <адрес> в <адрес> требованиям федерального законодательства и ГОСТ ввиду наличия гребенки на проезжей части и отсутствия искусственного освещения и водоотводных сообщений. Ссылаясь на требования ст. 1, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля»,
СП 52.13330 «СНиП 23-05-95» Естественное и искусственное освещение», ст.ст. 45, 204 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» с учетом уточнений просил обязать администрацию сельского поселения «Альбитуйское» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить приведение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения гребенки проезжей части, обеспечить установку искусственного освещения по <адрес> в соответствие с требованиями п. 7.5.1 СП 52.13330, обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать мероприятия администрации сельского поселения «Альбитуйское» по приведению проезжей части автомобильной дороги, установки искусственного освещения по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить требования прокурора.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Альбитуйское» глава сельского поселения В.А. Ланцов уточненные исковые требования признал.
Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» Никифорова И.В. уточненные исковые требования признала. В отзыве ссылалась на то, что согласно п. 3.2 Соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения межбюджетные трансферты для осуществления переданных полномочий по решению вопроса местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, зачисляются в бюджет поселения на основании ходатайства (заявления) главы сельского поселения с представлением актов выполненных работ. Администрация муниципального района «<адрес>» может профинансировать администрацию сельского поселения «Альбитуйское» за истечением 5-и рабочих дней после предоставления акта выполненных работ.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Пунктом 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин (местного разрушения дорожного покрытия, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), проломов (полного разрушения дорожного покрытия на всю толщину, имеющего вид углубления с резко очерченными краями), просадок (деформации дорожной одежды, имеющей вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия), колей (деформации покрытия с образованием углублений по полюсам наката с гребнями или без гребней выпора), гребенок (неровностей в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа) и иных повреждений.
Организация естественного и искусственного освещения автодорожной сети регламентирована Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр «Об утверждении СП 52.13330 «СНиП 23-05-95» Естественное и искусственное освещение», введен в действие с 08.05.2017.
В соответствии с п. 1.1 СП 52.13330 свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений различного назначения, места производства работ вне здания, площадки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожные пути площадок предприятий, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей.
Требования по освещенности улиц, дорог и площадей улично-дорожной населенных пунктов установлены п. 7.5.1 СП 52.13330.
Из материалов дела установлено, что по результатам проверки улично-дорожной сети в <адрес> в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 имеются следующие нарушения: гребенка на проезжей части, отсутствие искусственного освещения по <адрес>.
Принимая во внимание изложенное, установлено, что проезжая часть автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, в связи с чем исковые требования прокурора к Администрации сельского поселения «Альбитуйское» подлежат удовлетворению.
На основании решения Совета муниципального района администрацией муниципального района «<адрес>» переданы, а администрацией сельского поселения «Альбитуйское» приняты полномочия по реализации части вопроса местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в границах поселения. Финансирование полномочия осуществляется за счет средств, выделенных администрацией муниципального района.
Ответчиками не оспаривалось несоответствие дороги местного значения в <адрес> нормативным требованиям к состоянию дорожного полотна и наличию искусственного освещения. Доказательств финансирования администрацией муниципального района мероприятий в сфере дорожной деятельности в материалы дела не представлено.
Указанное негативно влияет на безопасность дорожного движения, как следствие – влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни.
Соответственно, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает указанный прокурором срок разумным и достаточным для устранения нарушений при эксплуатации дороги. Порядок и сроки финансирования из районного бюджета мероприятий, проведенных во исполнение переданного на уровень сельского поселения полномочия, органами местного самоуправления урегулирован.
В силу пп.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.
Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красночикойского района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Альбитуйское» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить приведение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения гребенки проезжей части, обеспечить установку искусственного освещения по <адрес> в соответствии с требованиями п. 7.5.1 СП 52.13330 «СНиП 23-05-95» Естественное и искусственное освещение».
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать мероприятия администрации сельского поселения «Альбитуйское» по приведению проезжей части автомобильной дороги, установки искусственного освещения, по <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 февраля 2024 года.
Судья Виноградова Ю.А.