Дело № 3а-223/ 2020
УИД21OS0000-01-2020-000140-19
Решение
именем Российской Федерации9 октября 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Филимоновой И.В., .
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием представителя административного истца Черновой М.В. Ивантаевой Т.А., представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Черновой Марины Вячеславовны к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, равной его рыночной стоимости,
установил:
Чернова М.В., обратившись в суд с указанным административным исковым заявлением, просила установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, общей площадью 139,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 3960 000 рублей.
В обоснование иска Чернова М.В. указала, что данный объект недвижимости принадлежит ей на праве собственности и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 5753729,62 руб., в то время как рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3960 000 рублей, что подтверждается отчетом независимого оценщика ООО «ФИО10» № 107/2020 от 10 июля 2020 года. Поскольку рыночная стоимость объекта значительно меньше кадастровой стоимости, а результаты определения кадастровой стоимости напрямую затрагивают ее права и обязанности, так как от этого зависит исчисление налога на имущество, Чернова М.В. просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 3960 000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Истец Чернова М.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечив явку представителя Ивантаевой Т.А., которая административный иск поддержала.
Представители Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. разрешение указанного вопроса оставили на усмотрение суда.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики, представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости: нежилое помещение, общей площадью 139,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Черновой М.В. с 21 декабря 2007 года.
Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года №913-р, принятому исходя из положений части 1 статьи 6 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), в 2018 году на территории Чувашской Республики с применением норм, содержащихся в Федеральном законе №237-ФЗ, Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года №226, проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов).
При этом полномочиями по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года №391 наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года №457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных в Чувашской Республике, подлежащие применению с 1 января 2019 года, в том числе утверждена кадастровая стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 1 января 2018 года, составляющая 5753729,62 руб.
Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года, а с вышеуказанным административным исковым заявлением Чернова М.В. обратилась в суд 10 августа 2020 года.
Рассматривая заявленные требования, суд руководствуется положениями следующих норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, по смыслу части 1 статьи 245,пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пункта 2 части 1, части 2 статьи 3, частей 1, 3, 4, 7 статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ, под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом №237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе физическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.
На дату постановления судом по данному делу решения Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон №237-ФЗ.
В частности статья 22 Федерального закона №237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона №269- ФЗ).
При этом, Федеральный закон №237-ФЗ дополнен статьей 22.1, из части 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22.1 Федерального закона №237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22, 22.1 Федерального закона №237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее - решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; не применяются положения статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона №237-ФЗ (п. 1, подп. «а» п. 2, подп. «а-в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).
Из вышеуказанных норм следует, что установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Согласно статьи 400, подпункта 6 пункта 1 статьи 401, пунктов 1- 3 статьи 402, пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому среди прочего относятся здания, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения, за исключением объектов, указанных в НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК РФ, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Так, в силу статей 1, 2 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года №42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
При этом данный Закон вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403, статьи 405, пункта 1 статьи 409 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год, а сам налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 403 НК РФ.
Вместе с тем, в случае изменения кадастровой стоимостиобъекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению, в том числе суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной указанным решением, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, из данных норм следует, что по общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество физических лиц за будущие годы, но в некоторых случаях возможен пересчет внесенных платежей. В частности в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку от этого напрямую зависит размер налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате административным истцом.
В обоснование заявленных требований административным истцом был представлен отчет независимого оценщика ООО «ФИО11» № 107/2020 от 10 июля 2020 года, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет 3960 000 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела, возражений о возможности принятия представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве надлежащего доказательства, со стороны административных ответчиков не поступило.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
На основании части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как видно из представленного Черновой М.В. отчета, определение рыночной стоимости нежилого помещения произведено в соответствии с требованиями Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611.
В соответствии с пунктом 5 ФСО №3, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценка рыночной стоимости спорного объекта исследования проведена с применением сравнительного подхода, на основании анализа архивных предложений о продаже нежилых помещений в Чувашской Республике по состоянию на дату исследования, подобранную из публичной информации, в качестве единиц сравнения выбраны объекты-аналоги, расположенные по адресам: <адрес> (аналог № 1); <адрес> (аналог №2); <адрес> (аналог №3), <адрес> (аналог №4), с расчетом согласования результатов оценки, полученных в результате расчетов сравнительным подходом.
Представленный отчет содержит описание основных ценообразующих факторов, к отчету приложены копии документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, имеется необходимая информация об анализе рынка нежилых помещений, имеются ссылки на объявления о продаже аналогов и к объектам - аналогам применены соответствующие корректировки.
Отчет подготовлен оценщиком, имеющим стаж работы в области оценочной деятельности с 1999 года, который является членом саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный Совет», имеет диплом о профессиональной переподготовке Международной академии оценки и консалтинга по направлению «Оценка недвижимости», профессиональная деятельность оценщика застрахована в САО «ВСК».
Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, проанализировав расчет рыночной стоимости объекта исследования, не выявил нарушений требований федеральных стандартов оценки.
В соответствии с положениями статьи 82 и 84 КАС РФ суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, он содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость нежилого помещения, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено.
Также со стороны административных ответчиков не озвучены какие-либо замечания на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы административными ответчиками заявлено не было. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
С учетом изложенного суд, считает возможным принять в качестве доказательства отчет ООО «ФИО12» №107/2020 от 10 июля 2020 года, и приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Черновой М.В. об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 3960 000 рублей.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона №237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости Черновой М.В. является 10 августа 2020 года, то сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого здания, установленные по настоящему делу, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
определить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, общей площадью 139,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3960 000 рублей (трех миллионов девятьсот шестидесяти тысяч рублей).
Датой подачи о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья И.В. Филимонова
Мотивированное решение составлено 12 октября 2020 года.