№2-1766/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Иорих Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эвенкийского района Красноярского края, предъявленного в защиту интересов Российской Федерации, о возложении на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обязанности по аннулированию отметки в охотничьем билете,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края с требованием о возложении на ответчика обязанности по аннулированию отметки «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серия №, выданном Симонову МП 29.03.2012 года, а также об установлении сроков исполнения указанных действий.
Требования мотивированы тем, что данные отметки в охотничьих билетах проставляются лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ и осуществляющим охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни. Виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ перечислены в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 года, который является исчерпывающим. Любительская и спортивная охота в качестве традиционного вида деятельности в нем не предусмотрены. Симонов М.П. пенсионером не является, имеет постоянное место работы, работает в МБОУ «Туринская средняя шкала» в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с 07.09.2017 года по настоящее время. Ранее Симонов М.П. работал в различных организациях. В связи с указанными обстоятельствами охота для него не является основой существования, ни одним из видов традиционной хозяйственной деятельности, перечисленных в перечне, он не занимается. В связи с чем, соответствующая отметка в охотничьем билете Симонова М.П. проставлена в нарушение действующего законодательства, что влечет за собой неправомерное осуществление охоты свободно (без каких-либо ограничений) лицом, не имеющим на это право, что в свое очередь влечет за собой причинение вреда природным ресурсам РФ.
Представитель процессуального истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Орлова И.В. (по доверенности от 26.12.2017 года) представила в материалы дела письменный отзыв относительно завяленных требований, пояснила, что действующим законодательством не установлен порядок и механизм аннулирования органом исполнительной власти отметки в охотничьем билете, в связи с чем ответчик не имеет возможности самостоятельно снять указанную отметку, минуя судебный порядок.
Третье лицо Симонов М.П. в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из Распоряжения Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» к традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ относится в том числе и промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции (п.7).
В ходе судебного разбирательства установлено, что при выдаче 29.03.2012 года Симонову М.П. охотничьего билета серии № государственным инспектором Службы по охране и контролю использования объектов животного мира и среды обитания Красноярского края была проставлена отметка: «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления».
Статьей 12 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены виды охоты, к которым наряду с промысловой охотой, любительской и спортивной охотой относится и охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
Согласно п. 11 ст. 1 и ст. 14 названного Закона № 209-ФЗ любительская и спортивная охота – это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.
В соответствии со ст. 19 приведенного Федерального закона № 209-ФЗ охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (ч. 1).
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2).
Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты (ч. 3).
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 года № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края реорганизована путем присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Исходя из ч. 2 ст. 333.2 НК РФ в целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 3.5.2.5 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 28.10.2011 г. № 226-о, при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, ответственный исполнитель проставляет в нем отметку: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Из представленных суду документов следует, что Симонов М.П. проживает в п.Тура Эвенкийского района Красноярского края, который относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.
Согласно сведениям из трудовой книжки Симонова М.П., а также справки МБОУ «Туринская средняя шкала» от 26.10.2017 года, приказу о приеме на работу от 07.09.2017 года, Симонова М.П. осуществляет трудовую деятельность в данном учреждении в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с 07.09.2017 года по настоящее время, соответственно получает заработную плату.
Вместе с тем, для проставления отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» требуется два условия: место проживания на соответствующей территории и ведение охоты для обеспечения основы существования.
Поскольку Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края при проставлении отметки в охотничьем билете не было установлено, является ли для Симонова М.П. охота основой существования, а из представленных суду доказательств следует, что последний имеет постоянный источник дохода от осуществления им трудовой деятельности, в настоящее время получает заработную плату, занимается охотой не с целью обеспечения основы существования, то действия Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в оспариваемой части суд находит не соответствующими законодательству, в связи с чем, требования прокурора об аннулировании указанной отметки подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии №, выданном Симонову МП – 29.03.2012 года, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
копия верна
Председательствующий Н.Н. Дидур