Дело № 66а-2085/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 16 апреля 2021 года
Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Синьковской Л.Г.,
рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу ООО «Мара» на определение Тамбовского областного суда от 2 февраля 2021 года (№ 9а-15/2021), которым возвращено административное исковое заявление ООО «Мара» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
установил:
ООО «Мара» обратилось в Тамбовский областной суд с указанным выше административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих на праве собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты> по состоянию на 30 марта 2015 года.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), указано, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области по состоянию на указные выше даты, существенно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, ввиду чего административный истец обязан уплачивать земельный налог в большем размере.
Определением Тамбовского областного суда от 2 февраля 2021 года административное исковое заявление возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с данным определением, директор ООО «Мара» Юсупов А.Н. подал частную жалобу, в которой просит отменить названный судебный акт, направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу со стадии принятия заявления.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материал № <данные изъяты>, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Такие нарушения были допущены судом.
Возвращая названное выше административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с названым судебным актом по следующим основаниям.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1); если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (часть 3).
Из представленного материала следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> была определена в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, и утверждена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области по состоянию на по состоянию на 30 марта 2015 года.
Вопреки выводам суда первой инстанции, к правоотношениям по оспариванию результатов кадастровой оценки подлежит применению Закон об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 названного Закона установлено, что для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28), Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как следует из материала № <данные изъяты>, решениями Комиссии от 11 декабря 2020 года № <данные изъяты> и № <данные изъяты> заявление ООО «Мара» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, поступившее 26 ноября 2020 года, отклонено.
С учетом приведенных выше норм материального права, применительно к обстоятельствам настоящего административного искового заявления, датой его подачи является 26 ноября 2020 года, следовательно, действующий в субъекте Российской Федерации с 1 января 2021 года порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, закрепленный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к спорным правоотношениям применению не подлежит.
В соответствии со статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
На основании изложенного определение суда подлежит отмене с направлением материала в Тамбовский областной суд на стадию принятия административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Тамбовского областного суда от 2 февраля 2021 года отменить.
Материал направить в первую инстанцию Тамбовского областного суда на стадию принятия административного искового заявления.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Л.Г.Синьковская