Дело № 2-716/2020
45RS0008-01-2020-000831-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.09.2020 с. Кетово Курганская область
Кетовский районный суд Курганской области в составе судьи Носко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анесян А.В. к ПАО «Газпром» о возложении обязанности выкупить земельный участок, взыскании выкупной стоимости земельного участка,
установил:
Анесян А.В. подала в суд иск к ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» о возложении обязанности выкупить принадлежащий ей с 2009 года земельный участок, имеющий вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номер № (расположенный по адресу: <адрес>), взыскании выкупной цены земельного участка в размере 350000 руб. Указав, что данный земельный участок входит в охранную зону магистрального газопровода, эксплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», что препятствует истцу использовать данный земельный участок по назначению, т.е. осуществлять постройку индивидуального жилого дома, о чем истцу стало известно в 2019 году после обращения в Администрацию Кетовского района о планируемом строительстве на земельном участке, а так же указав, что на обращение в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» относительно согласия на размещение объекта индивидуального строительства в границах земельного участка в случае вхождения земельного участка в зону минимальных расстояний от газопровода, либо выкупе земельного участка, ответа не последовало, а так же полагая, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» незаконно осуществило установление зоны минимальных расстояний магистрального газопровода на земельном участке с кадастровым номером № без внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем истец не имеет возможности осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке и соответственно фактически несет убытки равные рыночной стоимости указанного земельного участка, учитывая, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» является правообладателем газопровода высокого давления в границах зоны минимальных расстояний, в пределах которых расположен земельный участок принадлежащий истцу, истец со ссылкой на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 57, 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 26 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 №342-ФЗ) просила возложить на ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» обязанность выкупить принадлежащий истцу указанный земельный участок, взыскать с ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в пользу истца в счет выкупной цены убытки в сумме 350000 руб.
В последующем ответчик ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», являющийся арендатором газопровода, по ходатайству истца определением суда заменен на собственника газопровода - ПАО «Газпром».
В судебном заседании представители истца Жилинская К.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, согласно изложенным в нем доводам.
От ответчика ПАО «Газпром» и третьего лица Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области - явки нет, юридические лица извещены, в том числе и посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». От Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области в деле имеются многочисленные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Даульбаев А.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что санитарно-защитные зоны охраны газопроводов и зоны минимальных расстояний установлены в силу прямого указания закона. Газопровод-отвод к р.ц Варгаши принят в эксплуатацию 31.12.1992. Выбор трассы газопровода, границы земельных участков для размещения и эксплуатации объектов газопровода, границы земельных участков для размещения и эксплуатации объектов газопроводов-отводов ОАО «Газпром» были утверждены в установленном порядке, материалы о фактическим положении трубопроводов переданы в администрации районов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользователей. ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» использует Газопровод-отвод к р.ц Варгаши на основании договора аренды с ПАО «Газпром». Указал, что земельный участок с кадастровым номер № расположен в пределах минимальных расстояний от газопровода, что подтверждается, в том числе, актом проверки от 24.08.2010 проведенным Уральским управлением Ростехнадзора, в проведении проверки принимала участие, в том числе и Анесян А.В.
Представитель третьего лица Администрации Кетовского района Курганской области Федотова Е.С., действующая на основании доверенности, полагала, что иск удовлетворению не подлежит. Указала, что Анесян А.В. как собственник земельного участка № вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка, с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка Анесян А.В. не обращалась. Из отзыва, представленного Администрацией Кетовского района Курганской области, следует, что земельный участок истца подпадает в зону минимальных расстояний от газопровода, в которой строительство жилых домов запрещено, однако Анесян А.В. вправе использовать земельный участок иным способом, не противоречащим закону. Указано также, что земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №, который в свою очередь образован в 2008 году из земель сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавших совхозу «Курганский». Путем выдела доли (пая) из земель общей долевой собственности совхоза «Курганский» и их выкупа собственниками земельного участка площадью 78,24 га стали Овчинников В.А. и Анесян Р.Б. В 2008 они обратились в Администрацию Большечаусовскога сельсовета Кетовского района Курганской области о намерении включить свои земельные участки в границы населенного пункта <адрес> с целью строительства индивидуальных жилых домов. Администрацией Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области в Департамент имущественных и земельных отношений в апреле 2008 года направлялось ходатайство о включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта <адрес>. Распоряжением Правительства Курганской области №293-р от 12.08.2008 земельный участок с кадастровым номером № включен в границы населенного пункта <адрес> с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства. 22.10.2010 в Правительстве Курганской области состоялось совещание по вопросу осуществления жилищного строительства на земельных участках, включенных в границы населенного пункта <адрес>. Согласно протоколу совещания Анесян А.В. пояснила, что на земельных участках, принадлежащих ей на праве собственности и попадающих в охранную зону и зону минимальных расстояний, планируется разместить временные объекты. По итогам совещания собственникам земельных участков было рекомендовано принять меры по освобождению земельных участков от застройки. Таким образом, Анесян А.В. знала, что на земельных участках, находящихся в охранной зоне и зоне минимальных расстояний строительство объектов недвижимости строго запрещено, а земельный участок можно использовать в других целях. Кроме того, границы охранной зоны обозначены на местности.
Суд определил рассмотреть дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 06.10.2008 ООО «Изумруд» ( №), в лице директора Анесян Р.Б., продало Анесян А.В. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный примерно в 4 км. по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка. Из текста договора следует, что продавцу указанный земельный участок принадлежал на праве собственности на основании договора купли-продажи от 04.05.2008 (л.д.115 том 4).
При этом, за два дня до сделки, а именно 03.10.2008, Анесян Р.Б., в соответствии со статьей 35 Семейного кодекса Российской Федерации, дал нотариально удостоверенное согласие своей супруге Анесян А.В. на отчуждение по ее усмотрению любых нажитых в браке земельных участков находящихся на территории г. Кургана и Курганской области (л.д.24 том 4).
Исходя из отзыва Администрации Кетовского района Курганской области Анесян Р.Б. в 2008 обращался в Администрацию Большечаусовскога сельсовета Кетовского района Курганской области о намерении включить свои земельные участки в границы населенного пункта д. Белый Яр с целью строительства индивидуальных жилых домов.
На основании ходатайства Администрации Большечаусовского сельсовета от 19.06.2008 Правительством Курганской области принято распоряжение от 12.08.2008 №293-р, которым включены в границы населенного пункта д.Белый Яр для индивидуального жилищного строительства земельные участки с кадастровыми номерами № (л.д.52,94 том 4).
06.11.2009 Анесян А.В. дала согласие на образование 301 земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (л.д.69 том 4, межевой план л.д. 36-222 том 1).
16.12.2009 на имя Анесян А.В. зарегистрирован, в частности, земельный участок с кадастровым номер №, расположенный примерно в 4 км. по направлению на северо-восток от ориентира с.Большое Чаусово, расположенного за пределами участка, образованный из земельного участка с кадастровым номером № (л.д.228-233 том 1).
Из представленной ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» исполнительной съемки участка № на кадастровом плане территории с нанесением Газопровода-отвода к <адрес>, от июля 2020 года, следует, что расстояние от газопровода до обозначенного земельного участка составляет 91,2 м. и данный земельный участок почти полностью входит в зону минимальных расстояний (150 м.) (л.д. 21 том 4).
Как следует из материалами дела, газопровод-отвод к <адрес> принят в эксплуатацию в декабре 1992 года, линейная часть составляет 43,5 км., состоит из труб диаметром 500 мм. (л.д. 53-60, том 3), право собственности на газопровод-отвод к р.ц.Варгаши зарегистрировано с 03.03.2006 за ПАО «Газпром», ИНН № (л.д.181-184, том 2). Сведения о положении оси газопровода и охранной зоне переданы в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курганской области в 2005 году (л.д.267, 157 том 3).
ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» осуществляет эксплуатацию указанных объектов, что подтверждается договором аренды имущества №01/1600-Д-21/20 от 30.11.2019, заключенным между ПАО «Газпром» (арендодатель) и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (л.д.167-176 том 2).
В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - это зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (аналогичные положения действовали и в редакции до 04.08.2018)
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 04.08.2018), границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» - на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России от 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 №9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Пунктом 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.
Согласно пункту 4.2 Правил охраны магистральных газопроводов земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 «Магистральные газопроводы» (пункт 3.16) установлены минимально-допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, в том числе, для газопроводов диаметром свыше 300 мм до 600 мм установлены минимальные расстояния от их оси 150 м. (СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85, утвержденные приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС).
Определяя особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения, Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает, что здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (статья 32).
По смыслу приведенных законоположений следует, что охранная зона и зона минимально-допустимых расстояний газопровода считается фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативно-правовых актов, определяющих границы этих зон.
Как видно из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от 29.05.2020, ограничения (обременения) права собственности на земельный участок с кадастровым номер № не зарегистрированы.
При этом, из представленной ФГБУ «ФКР Росреестра» по Курганской области схемы расположения земельного участка с кадастровым номер № следует, что большая его часть находится в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) № «зона минимальных расстояний газопровода-отвода к РГС р.п. Варагаши и ГРС», имеющая статус «архивный», т.к. снята с учета 06.11.2018 на основании исполнения пункта 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н.Козака от 08.10.2018 №ДК-П9-182пр. (л.д.165-166, том 2).
Между тем, основания, по которым такие зоны могут быть исключены из ЕГРН, закреплены в пункте 18 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к ним относится истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта. Таким образом, действующее законодательство прямо установило основания для исключения имеющихся записей в ЕГРН.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах минимальных расстояний газопровода - отвода к ГРС р.п. Варгаши, что исключает возможность использования данного земельного участка для жилищного строительства.
Ссылаясь на ограничение прав собственника, лишенного возможности целевого использования земельного участка для жилищного строительства, указав, что бездействие ответчика по внесению соответствующей информации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельствует о наличии вины в причинении ущерба истцу, не имевшему возможности узнать о наличии охранных зон и зоны минимальных расстояний от объектов газоснабжения, а также обязанности ответчика возместить убытки, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, части 26 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ, истец обратилась с настоящими требованиями о возложении на ответчика обязанности выкупить у истца земельный участок с кадастровым номером №, взыскать в счет выкупной цены убытки в сумме 350000 руб., указав, что данная сумма является рыночной стоимостью обозначенного земельного участка и представляет собой размер причиненных истцу убытков.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Статья 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.
Статья же 57.1, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 57.1 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных (часть 22 статьи 26).
Пунктом 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Согласно части 25 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ, положения пунктов 7 - 12, 14 - 17 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются также на случаи, если использование земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в связи с их нахождением в границах зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 27 настоящей статьи, или в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), при соблюдении следующих условий: 1) в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории или в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанного объекта недвижимого имущества обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) или такие решения были отменены (при наличии на земельном участке объекта недвижимого имущества); 2) земельный участок приобретен или предоставлен и (или) иной объект недвижимого имущества создан до дня установления зоны с особыми условиями использования территории и ее границ или до дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода, в целях предупреждения негативного воздействия которого установлены минимальные расстояния до магистрального или промышленного трубопровода, либо после дня установления такой зоны или после дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода при условии, что в правоустанавливающих документах на указанные земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества отсутствовала информация об ограничениях, установленных в границах таких зоны, минимальных расстояний; 3) правообладателю земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества, расположенных в границах зоны с особыми условиями использования территории, не возмещались убытки, причиненные ограничением его прав в связи с установлением такой зоны.
В соответствии с частью 26 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ выкуп земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, возмещение за прекращение прав на земельные участки в случаях, предусмотренных частью 25 настоящей статьи, осуществляются правообладателями зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, правообладателями магистрального или промышленного трубопровода, органами государственной власти, органами местного самоуправления по правилам, предусмотренным частями 29 и 41 настоящей статьи.
При этом, частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ установлено, что до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022, в частности, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории (пункт 3).
В соответствии с частью 33 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до дня официального опубликования настоящего Федерального закона (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются:
1) использование земельных участков в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства;
2) использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство;
3) использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня официального опубликования настоящего Федерального закона или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
В силу части 35 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ возмещение правообладателям указанных в части 33 настоящей статьи земельных участков, иных объектов недвижимого имущества убытков, причиненных ограничением прав таких правообладателей в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, в соответствии со статьями 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не осуществляется, положения части 25 настоящей статьи не применяются.
Из анализа указанных выше специальных положений статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ следует, что убытки подлежат возмещению лишь тем правообладателям объектов недвижимого имущества, которые на основании уведомления обязаны привести объекты в соответствие с установленными в ранее установленной зоне с особыми условиями ограничениями, либо снести объекты капитального строительства. При возможном использовании земельных участков и объектов капитального строительства в порядке части 33 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства - правообладателям не подлежат возмещению соответствующие убытки по правилам статей 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ.
С учетом изложенного, требования истца применительно к указанным выше нормам удовлетворению не подлежат, поскольку земельный участок истца возможно использовать для целей не связанных со строительством, объектов капитального строительства земельный участок истца не содержит, соответственно требований об их сносе или иных обязывающих требований о приведении земельного участка в соответствие с установленными требованиями истцу не предъявляется.
Кроме того, суд считает необходимым отменить следующее.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер; противоправность действий (бездействия) ответчика; его вина; наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Доводы истца об отсутствии у него сведений о расположении приобретаемой земли в границах зоны с особыми условиями использования территории подлежат отклонению.
Статьей 83 Земельного кодекса РСФСР, действующего на дату ввода газопровода в эксплуатацию, была предусмотрена возможность установления зон с особыми условиями использования земель, в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Указанной нормой предусмотрена обязанность предприятий, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обозначить границы зон специальными информационными знаками.
Правилами охраны магистральных газопроводов предусмотрено, что материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.
Местные органы власти и управления выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам (пункт 1.4 Правил).
Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами - указателями) высотой 1,5 - 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота. Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя (пункт 3.1 Правил).
Из материалов дела следует, что ответчик надлежащим образом исполнил свои обязанности, установленные статьей 83 Земельного кодекса РСФСР и Правилами охраны магистральных газопроводов.
В материалы дела представлены акты и справки, оформленные в 1993- 1996 годах, о проверке Администрацией Кетовского района, земельным комитетом администрации Кетовского района, Кетовским районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам соответствия нанесения трассы газопровода-отвода на районные карты землепользования фактическому положению газопроводов, а так же расписки об уведомлении в 1995-2010 годах Администрации Большечаусовского сельсовета о наличии и порядке использования земель и производстве работ в охранных зонах особых условиях использования земельных участков, по которым проложен газопровод (л.д. 2-4, 34-42, 61-62 том 4; л.д.174-181 том 3).
В акте от 24.08.2010 №1475-10-04, составленном Уральским управлением Ростехнадзора по результатам проверки по обращению прокурора Кетовского района по вопросу нарушения законодательства о промышленной безопасности при выделении земельных участков вблизи магистрального газопровода-отвода к р.п. Варгаши (владельцы участков ФИО7, Анесян А.В.), указано, что трасса газопровода с обозначением охранных зон газопровода нанесена на карты землепользования Кетовского района, трасса газопровода обозначена на местности знаками обозначения в районе места выделения земель (указатели 13.4, 13.7, 14, 14.5, 15) в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов», «Правил охраны магистральных газопроводов» (л. д. 29, 63-64 том 4).
Поскольку ответчиком было произведено обозначение знаками трассы газопровода на местности и предоставлена информация, необходимая для нанесения на карты землепользования, покупатель земельного участка, действуя добросовестно и разумно, имел возможность получения сведений об обременении земельного участка путем осмотра земельного участка на местности и запроса органов местного самоуправления о месте прохождения трубопровода.
Наличие зоны с особыми условиями использования территории не создавало препятствий в использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, приобретенного, как указано выше, юридическим лицом под руководством супруга истца 04.05.2008. В последующем по инициативе Анесян и на основании ходатайства Администрации Большечаусовского сельсовета распоряжением Правительства Курганской области от 12.08.2008 №293-р земельный участок с кадастровым номером № был включен в границы населенного пункта д.Белый Яр с изменением назначения - для индивидуального жилищного строительства, при этом изначально Анесян А.В. было известно о том, что использование данного земельного участка для строительства жилья нарушает положения Правил охраны магистральных трубопроводов, что подтверждается протоколом от 22.10.2010 №1 совещания по вопросу осуществления жилищного строительства на земельных участках включенных в границы населенного пункта д. Белый Яр Кетовского района Курганской области. Из указанного протокола следует, что поскольку земельный участок, из которого в последующем были образованы земельные участки, находился в непосредственно близости с д.Белый Яр, именно Анесян было подано мотивированное заявление в Большечаусовский сельсовет о включении в границы населенного пункта д. Белый Яр земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства, а поскольку в охранной зоне находилось около 30 соток всего массива, то на данной территории Анесян А.В. планировалось разместить временные объекты, парки или спортивные объекты и т.п. (л.д.97 (оборот) том 4).
Названное, в совокупности с отсутствием доказательств противоправности поведения ответчика, его вины, а так же причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями, исключает удовлетворение заявленных истцом требований и в правовом режиме статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Анесян Алине Валентиновне к ПАО «Газпром» о возложении обязанности выкупить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, взыскании в счет выкупной цены убытков в сумме 350000 руб. – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья И.Н. Носко
Мотивированное решение составлено 01.10.2020.