Решение по делу № 2а-157/2021 от 08.07.2020

Дело № 2а-157/2021                                                                                                       КОПИЯ+          КОПИЯ+

24RS0017-01-2020-002542-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Красноярск                                                                              12 января 2021 года

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Панченко Л.В.,

при секретаре Парамоновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления,

    У С Т А Н О В И Л:

ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ – л.д. 43) к Прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления, ссылаясь на следующие обстоятельства. 20.05.2020 в адрес административного истца поступило представление прокуратуры Красноярского края от 07.05.2020 «Об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю». Мотивом для вынесения прокурором данного представления послужил факт, якобы, неверного толкования сотрудниками следственного изолятора федерального закона о праве подозреваемых, обвиняемых и осужденных на прогулку (применение положений Федерального закона от 15.07.1995 № ФЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» вместо ч. 1 ст. 93, п. «г» ч. 3 ст. 123 УИК РФ), повлекший за собой неправомерный вывод осужденного ГРА на прогулочные мероприятия (т.е. без его волеизъявления). Данное представление административный истец полагает незаконным и необоснованным, поскольку обязанность применения к осужденным, в том числе оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденным, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденным, перемещаемым из одного места отбывания наказания в другое, осужденным, оставленным в следственном изоляторе или переведенным в следственный изолятор для участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), а также при необходимости их участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, положений Федерального закона от 15.07.1995 № ФЗ-ФЗ установлена п. 3 ст. 77.1 УИК РФ. На основании изложенного административный истец, просит признать незаконным представление Прокуратуры Красноярского края от 07.05.2020 «Об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю».

Представитель административного истца ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Плюхина Э.В., действующая на основании доверенности от 15.07.2020 (сроком на 3 года), заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Красноярского края в зал суда не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.

В ранее представленных письменных возражениях представитель Прокуратуры Красноярского края Юдина В.В., действующая на основании доверенности от 24.08.2020, заявленные административные исковые требования полагала необоснованными, указав, что оспариваемое административным истцом представление вынесено в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий. Кроме того, указала, что оспариваемое представление внесено прокуратурой не в адрес административного истца – ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, а в адрес руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы региона – начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ВНЛ, которым данное представление было рассмотрено и удовлетворено, что подтверждается соответствующим письменным ответом от 02.06.2020.

Представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Красноярскому краю в зал суда также не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.

В ранее представленном письменном отзыве представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю Борзова О.В., действующая на основании доверенности от 25.06.2020 (сроком действия по 10.06.2024) полагала заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, указав, что в адрес ГУФСИН России по Красноярскому краю поступило представление Прокуратуры Красноярского края от 07.05.2020 об устранении нарушений федерального законодательства в деятельности администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. На данное письмо ГУФСИН России по Красноярскому краю был дан от 02.06.2020 , в котором территориальный орган согласился с выводами прокуратуры. Однако при подготовке ответа, сотрудниками не было изучено в достаточной степени законодательство Российской Федерации, в связи с чем вывод о нарушениях в деятельности ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю был сделан поспешно и необоснованно.

Заинтересованное лицо ГРА, отбывающий наказание в ФКУ Тюрьма-2 УФСИН России по Владимирской области и принявший непосредственное участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи, с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в данном случае является ненадлежащим административным истцом, поскольку оспариваемым представлением какие-либо права указанного учреждения не затронуты. Также указал на незаконность действий сотрудников СИЗО-1 при выводе его на прогулку в период нахождения там в качестве осужденного, при применении в отношении него правил внутреннего распорядка, установленных в следственном изоляторе.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителей административного ответчика и заинтересованного лица в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.

Выслушав доводы представителя административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные.

Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если они полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

На прокуратуру Российской Федерации возложена обязанность осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор или его заместитель при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделены правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в п. 3 разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

С учетом изложенного, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод, либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, судебной защите подлежат только нарушенные, права, свободы и законные интересы заинтересованных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании постановления прокуратуры Красноярского края от 07.05.2020, поступило в суд 08.07.2020, то есть установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.05.2020 заместителем прокурора Красноярского края БСВ в адрес начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ВНЛ внесено представление об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Согласно данному представлению, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и неверного толкования федерального законодательства о праве подозреваемых, обвиняемых и осужденных на прогулку, сотрудниками ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в нарушение требований ч. 1 ст. 93, п. «г» ч. 3 ст. 123 УИК РФ, осужденный к лишению свободы ГРА ДД.ММ.ГГГГ без учета его волеизъявления, т.е. при отказе от прогулки, был в принудительном порядке выведен на прогулку с помещением в прогулочный двор.

Как уже отмечалось выше, обратиться в суд с административным иском может лишь заинтересованное лицо в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Из материалов видно, что оспариваемое представление вынесено прокуратурой в адрес руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы Красноярского края – начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ВНЛ прав и законных интересов ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, которое входит в число органов исполнения наказаний подведомственных ГУФСИН России по Красноярскому краю не затрагивает, препятствий к осуществлению административным истцом его прав и свобод оспариваемым представлением не создано, какая-либо обязанность на ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю также не возложена. По результатам рассмотрения представления прокурора никаких мер дисциплинарного или иного характера в отношении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю не применено.

Согласно ответу от 02.06.2020, направленному ГУФСИН России по Красноярскому краю в адрес прокурора следует, что по результатам рассмотрения представления в целях недопущения выявленных прокурорской проверкой нарушений в других учреждениях указанием ГУФСИН России по Красноярскому краю от 20.05.2020 до руководителей всех подведомственных учреждений доведена информация, указанная в представлении от 07.05.2020. Кроме того, указано, что запланировано проведение с сотрудниками СИЗО-1 дополнительных занятий и принятие зачетов по изучению требований ст. 74, ч. 1 ст. 93, ч. 3 ст. 123 УИК РФ и п. 3 примерного распорядка дня осужденных, установленного приложением №6 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 №295.

Таким образом, административный истец не является участником (субъектом) правоотношений, регулируемых оспариваемым актом, которым права, свободы и законные интересы административного истца не были нарушены либо затронуты, а также не нарушаются, либо иным образом не затрагиваются в настоящее время.

Само по себе указание в представлении на допущенные должностными лицами ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю нарушения, не свидетельствует о том, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым представлением и этим актом нарушаются или иным образом затрагиваются его права и законные интересы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю оспаривается решение государственного органа, очевидно не затрагивающее его права и свободы, суд приходит к выводу о том, что указанное лицо является ненадлежащим административным истцом по настоящему делу, в связи с чем, оснований для удовлетворения его требований о признании незаконным представления от 07.05.2020 «Об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю», внесено Прокуратурой Красноярского края в адрес иного лица – ГУФСИН России по Красноярскому краю, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления от 07.05.2020 «Об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю», - оставить без удовлетворения.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий                                                                              Л.В. Панченко

    Решение изготовлено в окончательной форме 15 января 2021 года.

2а-157/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Ответчики
Прокуратура Красноярского края
Другие
Гарин
ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Панченко Лариса Владимировна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация административного искового заявления
08.07.2020Передача материалов судье
10.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
15.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее