УИД: 11RS0002-01-2024-001821-09
Дело № 2-1963/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 29 октября 2024 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Ольги Николаевны к администрации муниципального округа «Воркута» Республики Коми о возложении обязанности выплатить выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение,
установил:
Иванова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального округа «Воркута» Республики Коми (далее администрация МО «Воркута») о возложении обязанности выплатить выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> размере 200 000,00 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 14 февраля 2022 г. она является собственником указанного жилого помещения, которое расположено в доме признанном аварийным (непригодным для проживания и подлежащим сносу) 8 мая 2020 г., однако ответчик в предоставлении ей взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения отказал (л.д. 5).
Ответчик представил возражения на иск, просил отказать в его удовлетворении, поскольку границы земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, подлежащий сносу, имеют статус «актуальные, ранее учтённые», в связи с чем, требуется проведение кадастровых работ в целях их уточнения, принятие решения об изъятии земельного участка без проведения действий, предусмотренных п. 10 ст. 56.6 и п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) не соответствует закону. Поскольку органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка и объектов недвижимости не принято, многоквартирный дом не снесён, соглашение о выкупе не заключалось, законные основания для выплаты истцу выкупной стоимости жилого помещения, которое не изъято, отсутствуют. Размер выкупной цены не может превышать стоимость приобретения жилого помещения, поскольку истец приобрела жилое помещение в доме признанном аварийным. При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д. 39-40, 114-115).
Истец, ответчик, каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщили, истец просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 5, 233-236).
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, на основании ст. 233 ГПК РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч.ч. 1, 2, 8, 8.2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 данной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
Таким образом, выкупная цена изымаемого жилого помещения в любом случае включает в себя рыночную стоимость спорного помещения, но в случае, предусмотренном ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, ограничивается стоимостью приобретения такого жилого помещения.
По смыслу ч.ч. 9, 10 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9������� ЖК РФ.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включён ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включён в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путём выкупа изымаемого жилого помещения.
Из разъяснений, данных в подп. «з» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причинённые собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания ч. 5 ст. 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Таким образом, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 8 мая 2020 г. № 601 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 10 признан аварийным и подлежащим сносу. Отделу по учёту и распределению жилья администрации МО ГО «Воркута» в срок до 31 мая 2023 г. поручено принять меры по отселению граждан, занимающих жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в многоквартирном доме, в течение 14 рабочих дней с момента окончания процедуры переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма направить собственникам помещений требование о его сносе в разумный срок (л.д. 49, 65-89).
Иванова О.Н. с 14 февраля 2022 г. является собственником жилого помещения, общей площадью 44,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 14 февраля 2022 г., согласно которому стоимость жилого помещения составила 200 000,00 руб. (л.д. 10, 25-26).
29 марта 2022 г. в адрес собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было направлено уведомление о принятии решения в срок до 1 июля 2022 г. о сносе многоквартирного дома, признанного аварийным (л.д. 48).
Установленный в требовании срок для сноса многоквартирного дома истёк, многоквартирный дом не снесён.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 г. № 160 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 гг.», в рамках которой реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 10 признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления от 8 мая 2020 г. № 603, следовательно, не входит в указанную республиканскую программу по переселению из аварийного жилищного фонда.
Постановлением администрации муниципального округа «Воркута» от 11 сентября 2024 г. № 1145 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута ул. Ленина, д. 10, с которым подлежат изъятию все объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, право собственности на которые подлежит прекращению, в том числе, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером 11:16:1704009:400. На КУМИ администрации МО «Воркута» возложена обязанность организовать работу по оценке рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости, направить правообладателям изымаемой недвижимости подписанные проекты соглашений в течение 10 дней со дня подписания проекта соглашения (л.д. 242-243).
12 сентября 2024 г. Ивановой О.Н. направлено уведомление об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером 11:16:1704009:400 (л.д. 244).
Таким образом, принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение в результате распорядительных действий ответчика было изъято из её владения без предоставления равноценного возмещения.
Сведений о своевременном определении выкупной цены спорной квартиры, доказательства заключения с Ивановой О.Н. соглашения о выкупе квартиры либо направления предложения выкупить жилое помещение или дать согласие на предоставление равноценного жилья, ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принимается органами местного самоуправления, к компетенции которых в силу п.п. 1, 8-9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованием, признание жилых помещений непригодными для проживания, при этом обязанность по исполнению требований, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, в том числе о выкупе жилого помещения, лежит на органе местного самоуправления, в данном случае администрации МО «Воркута». КУМИ администрации МО «Воркута» на основании Положения, утверждённого решением Совета МО «Воркута» от 14 марта 2013 г. № 228 входит в структуру администрации МО «Воркута», осуществляет свою деятельность в пределах и порядке установленном, в том числе распоряжениями администрации, подотчётен руководителю администрации, финансируется за счёт средств бюджета муниципального образования, следовательно, надлежащим ответчиком по заявленному иску является администрация МО «Воркута», которая при наличии законных оснований своим распоряжением возлагает на созданные учреждения, входящие в её структуру, определённые обязанности, обеспечивая их исполнение соответствующим финансированием.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», неисполнение ответчиком своих обязанностей по определению выкупной цены и заключению с истцом соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья привело к нарушению жилищных прав истца, следовательно, на администрацию МО «Воркута» подлежит возложению обязанность по выплате истцу выкупной стоимости спорного жилого помещения, поскольку взыскание выкупной цены непригодного для проживания жилого помещения является способом защиты нарушенного права истца.
Из отчёта № 108/24 от 7 октября 2024 г. об определении рыночной стоимости возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, следует, что рыночная стоимость квартиры, определённая в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ составила 317 000,00 руб. (л.д. 122-171).
Представленный отчёт составлен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности, содержит ссылки на источники информации, методическую и нормативную литературу, объективные данные об исследованном оценщиком объекте недвижимости, которые послужили основанием для определения рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Оценка проведена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», что согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённых Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г.
Поскольку Иванова О.Н. приобрела право собственности на изымаемое жилое помещение после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, она имеет право на выплату возмещения за него в размере, определённом в соответствии с положениями ч. 8.3 ст. 32 ЖК РФ, - не выше стоимости приобретения ею этого жилого помещения, то есть в размере 200 000,00 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
иск Ивановой Ольги Николаевны (ИНН ...) к администрации муниципального округа «Воркута» Республики Коми (ИНН 1103023523) о возложении обязанности выплатить выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального округа «Воркута» Республики Коми обязанность за счёт казны муниципального округа «Воркута» Республики Коми выплатить Ивановой Ольге Николаевне выкупную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> размере 200 000 (двести тысяч) рублей 00 копеек.
Ответчик вправе подать в Воркутинский городской суд Республики Коми заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.С.Комиссарова