Дело № 2-№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 апреля 2015 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Должник Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обратилось в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указало, что судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ №№ № о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> исполнительского сбора в размере № руб. в связи с отказом добровольно исполнить решение суда, длительным неисполнением исполнительского документа без наличия уважительных причин неисполнения.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства края своевременно направлены в Министерство имущественных отношений <адрес> заявки на приобретение жилых помещений для взыскателей. Информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Министерство ЖКХ <адрес>, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства.
Жилые помещения по заявке Министерства жилищно-коммунального хозяйства края до настоящего времени Минимуществом не приобретены в связи с отсутствием достаточных денежных средств в бюджете края.
Учитывая изложенное, решения Центрального районного суда <адрес> о предоставлении взыскателям жилых помещений не исполняются Министерством ЖКХ <адрес> по объективным причинам.
Отсутствие в краевом бюджете достаточных средств на приобретение квартир для значительного количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставления жилых помещений, не проведение конкурсных мероприятий Минимуществом согласно требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является для Министерства жилищно-коммунального хозяйства края чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, исключающими возможность немедленного исполнения решений Центрального районного суда <адрес>.
Как указывает судебная практика по аналогичным делам, отсутствие возможности исполнить судебное решением в связи с недофинансированием, когда исполнение обязательств осуществляется за счет средств бюджета соответствующего публично-правового образования, является основанием для освобождения должника от оплаты исполнительского сбора. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся Министерством неоднократно, в связи с чем, требования действующего законодательства Министерством не нарушены, виновные действия Министерства отсутствуют. Следовательно, основания для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора отсутствовали.
В связи с указанным, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> просит суд признать незаконными и недействительными постановления ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ № о взыскании исполнительского сбора; освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора.
Должник Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, представитель в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель и взыскатели о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд не явились, сведений об уважительности неявки не представили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили. В письменном отзыве судебный пристав-исполнитель просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указал, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не представлено. Более того, указание Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на отсутствие свободных жилых помещений – само по себе не может являться основанием для неисполнения судебного решения.
С учетом положений статьи 167 и части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь требованиями о необходимости рассмотрения заявления в течение десяти дней, суд не находит оснований для отложения разбирательства по делу и полагает необходимым рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> по материалам исполнительных производств№№ № вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере № рублей с должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Как следует из указанных постановлений, исполнительные производства №№ № возбуждены на основании исполнительных документов - исполнительных листов, выданных Центральным районным судом <адрес>, предметом исполнения которых является предоставление Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> жилых помещений взыскателям ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО24, ФИО21, ФИО22, ФИО23
В обоснование постановлений о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ указано, что исполнительные документы в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Тем самым, признавая причину неисполнения должником исполнительных документов неуважительной, руководствуясь статьями 6, 12, 14, 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 13-П, судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> постановил взыскать исполнительский сбор в указанном размере.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, исполнительные производства №№ №, возбуждены судебным приставом-исполнителем в связи с выдачей исполнительных листов на основании решений Центрального районного суда <адрес>, которым на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> возложена обязанность по предоставлению взыскателям благоустроенных жилых помещений.
Указанная обязанность обусловлена требованиями Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому жилые помещения указанной категории лиц предоставляются из государственного жилищного фонда, а также требованиями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 96, согласно которому Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.
Между тем, обязанность по приобретению и оформлению в собственность жилых помещений (промежуточные стадии между ведением учета граждан и принятием решений о предоставлении жилых помещений) в полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не входит.
Функции по приобретению имущества от имени <адрес> в краевую государственную собственность возложены на Министерство имущественных отношений <адрес> в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 100-пр "Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений <адрес>".
Приобретение Министерством имущественных отношений <адрес> жилых помещений в краевую государственную собственность производится в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.
При этом порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес>, урегулированный федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, представляет собой ряд обязательных для исполнения стадий, прохождение которых требует значительного времени.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Тем самым, не имея в распоряжении свободных жилых помещений и зная о том, что приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является длительной процедурой, при этом принятый на учет гражданин должен быть обеспечен жильем сразу по наступлении указанных выше событий, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не приняло своевременных мер к реализации прав взыскателей на получение жилья.
Как указано в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 119
"О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" специально уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилых помещений, приобретенных в собственность края в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Тем не менее, Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на протяжении всего периода времени нахождения взыскателей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и (вплоть до направления заявки на приобретение жилья) указанные денежные средства не выделялись либо их не хватило на обеспечение взыскателей жилыми помещениями в связи с приобретением жилья для других лиц, из указанной категории граждан.
Согласно статьям 2 и 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» своевременность исполнения судебных актов, а также своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения являются как задачами, так и принципами исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
В пункте 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При этом как указано в части 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Тем самым, несмотря на нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель обеспечивает должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Учитывая, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит определения «доказательство», суд полагает необходимым применить пункт 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым под доказательствами понимаются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Усматривается, что заявляя об отсутствии в бюджете <адрес> достаточных денежных средств на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, судебному приставу-исполнителю не представило.
При этом Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, не осуществляя контроль за деятельностью Министерства имущественных отношений <адрес> по приобретению последним жилых помещений, но являясь уполномоченным органом власти по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, обязано осуществлять взаимодействие с Министерством имущественных отношений <адрес>, контролируя процесс приобретения жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что неисполнение должником требований исполнительного документа не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, в связи с указанным освобождение должника от исполнения обязанности по уплате исполнительского сбора не является обоснованным.
На основании указанного, руководствуясь статьями 194-199, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░