Решение по делу № 33-1674/2024 от 02.10.2024

Дело № 2-863/2024                                                                                 Председательствующий – Белхароев Т.А.

Апелляционное определение № 33-1674/2024

10 декабря 2024 г.                                                                                       г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего      Кориговой М.М.,

судей                                     Дзаитова М.М. и Горокаевой Х.А.,

    при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Эсиева Ахмета Ибрагимовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возобновлении выплаты пенсии с момента прекращения и взыскании невыплаченной с момента прекращения пенсии по апелляционным жалобам ответчиков на решение Магасского районного суда от 20 марта 2024 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Эсиев А.И. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Ингушетия о признании незаконными решения о прекращении выплаты пенсии, возобновлении выплаты пенсии с момента прекращения и взыскании невыплаченной с момента прекращения пенсии.

В обоснование искового заявления указано, что решением территориального органа пенсионного фонда ему была назначена страховая пенсия по старости, которую он получал до 1 декабря 2022 года. Уведомлением о прекращении выплаты пенсии ответчик сообщил в его адрес, что выплата страховой пенсии по старости ему прекращена в связи с тем, что в ходе проверки, проведенной ревизией РК ПФР, пенсионных дел получателей досрочной пенсии по старости, назначенных в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2013 г., было выявлено, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, в связи с чем выплата пенсии прекращена с 1 декабря 2022 года.

Истец указывает на предоставление им необходимых для назначения досрочной страховой пенсии, в том числе трудовую книжку и справку, уточняющая особый характер работы, а также справку о заработной плате.

Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд.

Определением суда от 29 января 2024 г. в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области.

Решением Магасского районного суда от 20 марта 2024 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционных жалобах представитель ОСФР по Республике Ингушетия Хашиева Л.Ш. и представитель ОСФР по Волгоградской области Ветлугина А.В. ставят вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Статьей 8Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30).

Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, также женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает порядок сохранения пенсионных прав на досрочное назначение трудовои? пенсии по старости, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшим на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555), так и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавшим на момент отказа в назначении пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения сплошной проверки пенсионных дел ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия установлено, что досрочное назначение страховой пенсии по старости истцу произведено с нарушениями пенсионного законодательства и отдельных нормативных правовых актов Пенсионного фонда России.

Согласно ответу ОСФР по Республике Ингушетия досрочная страховая пенсия по старости Эсиеву А.И. прекращена с 1 декабря 2022 г.

Основанием для прекращения пенсии истцу стало неправомерное установление и выплата досрочной страховой пенсии по старости. При этом конкретные причины прекращения пенсий истцам не указаны.

Судебной коллегией установлено и из материалов гражданского дела следует, что истцом при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста были представлены необходимые документы, подтверждающие наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: трудовая книжка установленного образца, справка о заработной плате, справка, уточняющие характер работы в тяжелых условиях.

Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки Эсиева А.И. серии АТ-II № 4994488 следует, что он в период с 13 июня 1979 г. по 10 апреля 1981 г. принят на работу рабочим на складе, с 17 апреля 1981 г. по 16 апреля 1983 г. служил в рядах Советской Армии, с 25 апреля 1983 г. по 16 октября 1998 г. работал слесарем по ремонту технологических установок в Нефтегазодобывающем управлении «Октябрьнфть».

Из справки, уточняющей особый характер работы, от 27 октября 1998 г. № 198 следует, что Эсиев А.И. в период с 25 апреля 1983 г. по 16 октября 1998 г. работал в качестве слесаря по ремонту технологических установок в особых условиях труда – вредное производство, участие в осуществлении работ по ремонту, сборке, испытанию узлов и механизмов машин, аппаратов и трубопроводов. Стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составляет 15 лет 5 месяцев 21 день.

В Списке №2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XII. Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца, подраздел 2. Добыча нефти, газа и газового конденсата, п. «а» Рабочие указана профессия – cлесари по ремонту технологических установок (позиция – 2130200а-18547).

Также имеется справка о заработной плате от 27 октября 1998 г.

Доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений, содержащихся в трудовых книжках и представленных из пенсионного дела справок, стороной ответчиков в материалы дела не представлены.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие условий, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, для назначения истцу досрочной пенсии по старости на день его обращения в пенсионный орган с заявлениями о назначении пенсии. При этом стороной ответчиков не представлены доказательства недостоверности представленных данными истцами документов, что могло бы повлечь в силу ст.25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии.

Между тем при приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления о назначении пенсии и соответствие изложенных в нем сведений и документов.

Добросовестность действий истца и его работодателя, выдавшего справку о льготном характере работы, презюмируется в силу закона, в связи с чем на ответчиках лежит обязанность представить бесспорные доказательства, подтверждающие представление истцами при назначении пенсии недостоверных сведений.

В соответствии со ст.8 и ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.

Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ, п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном ((персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Истцом в обоснование подтверждения спорного периода представлены в материалы дела трудовая книжка, а также справка, выданная работодателем.

Между тем ответчиками не представлены доказательства выполнения ими положений п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. №519п, путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, располагающие документами (сведениями), указанными в п.4 данного Порядка.

Факт боевых действий на территории Чеченской Республики является общеизвестным, в связи с чем отсутствие архивных документов не может умалять пенсионные права истца.

Сведения, указанные в трудовой книжке, справке о заработной плате и справке, уточняющей особый характер работы, подтверждают работу истца с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которой дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в связи с чем у него имеется право для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, необходимого для ее назначения.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принимая решение о прекращении выплаты истцу досрочной страховой пенсии по старости пенсионный орган неправомерно ограничил его в пенсионных правах, поскольку решение о назначении пенсии принимается уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которым закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В связи с изложенным решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 марта 2024 г. по гражданскому делу по иску Эсиева Ахмета Ибрагимовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возобновлении выплаты пенсии с момента прекращения и взыскании невыплаченной с момента прекращения пенсии оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2024 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья                                                  Коригова М.М.

33-1674/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Эсиев Ахмет Ибрагимович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального РФ по Волгоградской области
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Другие
Тебоева Ася Хусеновна
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
03.10.2024Передача дела судье
10.12.2024Судебное заседание
25.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2024Передано в экспедицию
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее