Дело № 2а-6256/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Басистой И.Р.,
с участием административного истца Шагинян А.О., ее представителя Гип А.П., представителя ФСИН России, УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шагинян А.О. к ФСИН России о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Шагинян А.О. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с данным административным исковым заявлением к ФСИН России, указав в обоснование, что имея необходимую выслугу лет, 26.02.2014 года обратилась в УФСИН России по Амурской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. На данное заявление 19.05.2014 года был подготовлен ответ № 28/ТО/41-3142, о том, что заявитель имеет основания для постановки на учет, также данным ответом было постановлено направить в ФСИН России пакет документов для принятия решения о постановке на учет, либо отказе в постановке на учет заявителя на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. По информации УФСИН России по Амурской области, пакет документов был направлен, однако, длительное время у заявителя не было информации о том, на какой стадии рассмотрения находятся ее документы. Только в конце марта 2017 года был получен ответ от ФСИН России от 07.03.2017 года, к которому приложена выписка из протокола № 34 от 18.05.2016 года, согласно которой, Шагинян А.О. не имеет права на получение пособия, поскольку при предоставлении документов нарушен порядок, указанный в п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, а также заявитель обеспечена жилой площадью на одного члена семьи из расчета 15 и более квадратных метров. С данным ответом административный истец не согласна, поскольку жилье было предоставлено супругу Министерством обороны РФ на основании жилищного договора, который по своей сути является договором служебного найма жилья, 08.06.2007 года между ее супругом и Возжаевской КЭЧ был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения № 251. Кроме того, на момент обращения Шагинян А.О. находилась уже в разводе с супругом, о чем было представлено свидетельство о разводе. С супругом вместе не жили. Нанимателем жилья на условиях социального найма она не являлась. Также считает, что требование о предоставлении выписки из домовой книги неправомерно, поскольку такого документа в отношении квартир не существует. Считает, что принятым решением нарушаются ее жилищные права.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным отказ ФСИН России в предоставлении Шагинян А.О. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, выраженный в ответе от 07.03.2017 года № ог-20-8079, и в прилагаемой к нему выписке из протокола № 34 от 18.05.2016 года; обязать ФСИН России включить Шагинян А.О. в список лиц, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; обязать ФСИН России считать Шагинян А.О. включённой в список лиц, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с момента подачи в УФСИН России по Амурской области документов для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, то есть с 26.02.2014 года; обязать ФСИН России предоставить Шагинян А.О. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья, в размерах, указанных в поданных 26.02.2014 года документах, с учетом состава семьи 2 человека в течение 60 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец, его представитель на требованиях административного искового заявления настаивали, изложили обстоятельства, аналогичные тем, что указаны в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что административный истец обращалась с заявлением в управляющую компанию с целью получения выписки из домовой книги, на которое 31.03.2017 года получен ответ, что управляющая компания не осуществляет учет граждан по домовым книгам, учет проживающих граждан ведется в поквартирных карточках. Квартира, расположенная в с. Возжаевка, была предоставлена бывшему мужу административного истца на период его работы, то есть является временным жильем. В настоящее время Шагинян А.О. снимает жилье в г. Благовещенске, так как работает в г. Благовещенске, но также продолжает оплачивать за жилье в с. Возжаевка. Неоднократно ей приходили письма о выселении из квартиры. Также административный истец и ее представитель указали, что до обращения в Благовещенский городской суд, административный истец, получив 07.03.2017 года ответ из ФСИН России, обращалась с настоящим административным исковым заявлением в Белогорский городской суд, Замоскворецкий районный суд г. Москвы, в принятии которого к производству было отказано со ссылкой на необходимость рассмотрения заявления в порядке искового производства, в связи с чем, полагают, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением не пропущен.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица с административными исковыми требованиями не согласился, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указал, что основанием для отказа административному истцу в его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты стало несоблюдение им нормативных требований п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369: Шагинян А.О. не представлена выписка из домовой книги по месту ее проживания, также не представлены документы, подтверждающие невозможность ее предоставления, при том, что в ходе рассмотрения дела административным истцом было представлено сообщение управляющей компании о том, что домовые книги не ведутся. Также указал, что к административному иску Шагинян А.О. приложена копия договора № 251 от 08.06.2007 года, свидетельствующий о том, что квартира 30 в ДОС 51 с. Возжаевка предоставлена Трач В.А. (бывшему мужу административного истца) для временного проживания, тогда как указанный договор к документам, направленным в ФСИН России не прилагался, а был приложен договор без даты и номера, из которого не было ясно, на каком основании предоставлена квартира. Требование истца о возложении обязанности на ФСИН России произвести единовременную социальную выплату в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу, не основано на законе, так как единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности при наличии бюджетных ассигнований. При таких обстоятельствах, административный ответчик полагает, что административным истцом нарушен порядок предоставления документов в комиссию ФСИН России для постановки на учет, в связи с чем, отказ ФСИН России правомерен и законен. Считает, что административным истцом пропущен процессуальный срок на обращение в суд, так как ответ из ФСИН России поступил в адрес административного истца посредствам электронной почты, что предусмотрено порядком обращения, 07.03.2017 года, с настоящим административном исковым заявлением Шагинян А.О. обратилась только 19.06.2017 года, то есть с пропуском трех месячного срока. Определения Белогорского городского суда, Замоскворецкого районного суда г. Москвы об отказе в принятии административных исковых заявлений ею не обжаловались, хотя существует практика Верховного суда РФ об отмене таких определений.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 указанной нормы права пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что обжалуемое решение ФСИН России от 18 мая 2016 года было получено Шагинян А.О. посредством электронной почты 07.03.2017 года.
После получения данного отказа, административный истец обратилась в Белогорский городской суд с данным административным исковым заявлением. Определением Белогорского городского суда от 26.05.2017 года административное исковое заявление Шагинян А.О. было возвращено в связи с неподсудностью спора Белогорскому городскому суду, со ссылкой на рассмотрение заявленных требований в порядке искового производства, а не административного, с соблюдением правил подсудности.
Далее, 29.05.2017 года Шагинян А.О. обратилась в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с этим же административным исковым заявлением, то есть по месту нахождения административного ответчика. Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02.06.2017 года в принятии данного административного искового заявления было отказано, в связи с тем, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Настоящее административное исковое заявление было подано в Благовещенский городской суд 19.06.2017 года.
Учитывая, что Шагинян А.О. в установленный законом срок принимались меры для обжалования решения ФСИН России, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим заявлением Шагинян А.О. не пропущен.
Рассматривая заявленные административным истцом требования по существу, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, стороной ответчика не оспаривалось и подтверждается послужным списком Шагинян А.О. (личный номер Б-053295), приказом об увольнении № 110-лс от 22.04.2015 года, что Шагинян А.О., старший прапорщик внутренней службы, проходила службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области.
Непрерывный стаж службы в уголовно-исполнительной системе у Шагинян А.О. на день увольнения составляет: в календарном исчислении составляет: 19 лет 04 месяца 21день, в льготном исчислении: 29 лет 01 месяц 06 дней.
26.02.2014 года Шагинян А.О. подан рапорт на имя директора ФСИН России Корниенко Г.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением РФ от 24.04.2013 года № 369, с составом семьи: дочь – Трач Д. В., *** года рождения.
К указанному заявлению были приложены документы: копия паспорта Шагинян А.О., копия паспорта дочери, копия свидетельства о рождении дочери, копия страхового свидетельства, копия свидетельства о расторжении брака с Трач В.А., справки от 14.02.2014 года, от 17.02.2014 года, от 29.10.2013 года о зарегистрированных лицах по адресу: ***, копия лицевого счета на указанную квартиру, список распределения жилых помещений по в/ч 29683, справка из МУП «Белогорсктехинвентаризация» от 17.02.2014 года об отсутствии в собственности Шагинян А.О., Трач Д.В. объектов недвижимости на территории с. Возжаевка, уведомление из ЕГРН от 18.02.2014 года об отсутствии в собственности Трач Д.В. объектов недвижимости, выписка из ЕГРН от 18.02.2014 года о наличии в общей совместной собственности Шагинян А.О. жилого помещения, право собственности на которое прекращено 11.02.2003 года; жилищный договор без даты, заключенный между Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 29683 и Трач В.А. на предоставление Трач В.А. и членам его семьи на срок трудового контракта служебного жилого помещения по адресу: ***; справка об обучении Шагинян А.О.; справка о стаже Шагинян А.О., послужной список Шагинян А.О..
Согласно выписке из протокола № 4 от 09.04.2014 года заседания подкомиссии УФСИН России по Амурской области Шагинян А.О. имеет основания для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем принято решение для направления пакета документов для принятия решения о постановке на учет, либо отказе в постановке на учет Шагинян А.О. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ФСИН России.
Не получив официального ответа от ФСИН России о постановке Шагинян А.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Шагинян А.О. обратилась в ФСИН России по средствам Интернет-приемной, на что 07.03.2017 года Шагинан А.О. дан ответ, что документы рассмотрены, с приложением выписки из протокола заседания Комиссии ФСИН России от 18.05.2016 года.
Как следует из выписки из протокола заседании комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 34 от 18.05.2016 года, Шагинян А.О. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, а также, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369, а именно непредоставлением выписки из домовой книги.
Давая правовую оценку законности данных действий ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 этой же статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными доказательствами Шагинян А.О. относится к лицам, перечисленным в ч. 3 статьи ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, при этом зарегистрирована с дочерью в квартире (***), которая была предоставлена на срок трудового контракта ее бывшему мужу на основании договора без даты, заключенного между Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 29683 и Трач В.А., является служебным жилым помещением.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанная квартира не предоставлялась Трач В.А. и членам его семьи (Шагинян А.О. и дочери Трач Д.В.) на условиях договора социального найма или в собственность, вывод комиссии ФСИН России о том, что Шагинян А.О. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, является неправомерным.
Кроме того, порядок и условия предоставления социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Согласно положениям п. 5 названных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются, в том числе: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з»).
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России, одним из оснований для отказа в постановке Шагинян А.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения явилось непредоставление ею выписки из домовой книги.
Данный вывод комиссии ФСИН России не может быть принят судом.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
Как следует из представленного учетного дела на Шагинян А.О., вместе с рапортом заявителем были представлены следующие документы: финансовый лицевой счет на квартиру № *** ДОС-51 в с. Возжаевка, в котором в качестве пользователей жилого помещения указаны Шагинян А.О. и Трач Д.В.; справки из филиала «Амурский» ОАО «Славянка» (управляющей компании) от 29.10.2013 года, от 14.02.2014 года, справка от 17.02.2014 года из администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района о лицах, зарегистрированных по адресу: ***.
Указанные документы сами по себе свидетельствуют о том, что домовая книга в отношении указанного выше жилого помещения, не ведется. Информация, содержащаяся в представленных Шагинян А.О. документах, в полном объеме отражает информацию, которая содержится в домовых книгах.
При таких обстоятельствах, не предоставление Шагинян А.О. выписки из домовой книги, а также документа, подтверждающего невозможность ее получения, на что указано в судебном заседании представителем административного ответчика, не могло являться основанием для отказа Шагинян А.О. в постановке на учет.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 18 мая 2016 года об отказе административному истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву не предоставления Шагинян А.О. выписки из домовой книги (то есть по формальному основанию), при том, что такое решение принято спустя более двух лет при установленных Приказом ФСИН России от 29.08.2013 года № 496, действовавшим на момент обращения Шагинян А.О. с заявлением, - трех месяцах с даты приема документов, отраженной в Книге учета заявлений), очевидно свидетельствует о нарушении прав истца и не может быть признано законным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, отсутствие иных оснований для отказа Шагинян А.О. в постановке на учет, суд приходит к выводу, что требование Шагинян А.О. о возложении на ФСИН России обязанности поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи два человека с 26.02.2014 года, то есть с момента обращения с рапортом, подлежат удовлетворению.
При этом, поскольку в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в том числе с учетом очередности, требование административного истца о возложении на ФСИН России обязанности предоставить Шагинян А.О. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в течение 60 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные Шагинян А.О. требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 18 мая 2016 года об отказе в постановке Шагинян А. О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на ФСИН России обязанность поставить Шагинян А. О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначального обращения – 26.02.2014 года.
В части требований о возложении на ФСИН России обязанности предоставить Шагинян А.О. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение 60 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме принято 04 августа 2017 года