Дело №а-981/2019
Р Е Ш Е Н И Е
( в окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
при секретаре судебного заседания Мутаева М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № по РД к Мамазиеву А. З. о взыскании неустойки, образовавшейся за 2014, 2016г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 17 753 рублей, пеня в размере 202,31 рублей, на общую сумму 17 955,31 рублей, и ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления
У С Т А Н О В И Л:
МРИ ФНС России № по РД обратилась в суд с административным иском к Мамазиеву А. З. о взыскании неустойки, образовавшейся за 2014, 2016г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 17 753 рублей, пеня в размере 202,31 рублей, на общую сумму 17 955,31 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Мамазиев А. З. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по РД.
На имя М. А.З. зарегистрированы транспортные средства:
- вольво F12 гос. регистрационный номер к852нх05;
- мерседес-бенз 1840 актрос гос. регистрационный номер в225ат97.
В соответствии с ч.2 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиком транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Согласно ст. 358 НК РФ Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с НК РФ, Инспекцией был начислен административному О. данный налог и направлено единое налоговое уведомление, согласно которому подлежит к уплате в бюджетную систему РФ соответствующий налог.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст.75 НК РФ, при неуплате в установленный законодательством срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования
Центрального банка России.
Пунктом 1 ст.45 НК РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В нарушении вышеуказанных положений НК РФ, административный О. не уплатил в установленный срок (уплатил частично) в бюджетную систему РФ суммы начисленных налогов.
Инспекцией в соответствии со ст.69 НК РФ, было направлено административному О. требование об уплате налогов и сборов, с предложением погасить задолженность по вышеуказанным налогам, однако в установленный срок административный О. не уплатил или не полностью уплатил) суммы налога и соответствующие пени.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, в установленном законом порядке и в сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ, Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен, в связи с поступившими возражениями от М. А.З.
За М. А.З. образовалась задолженность образовавшаяся за 2014- 2016 гг. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 17 753 рублей, пени в размере 202,31 рублей.
Просят взыскать вышеуказанную сумму.
Одновременно с административным иском административный истец Межрайонная ИФНС России № по РД обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, со ссылкой на то, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Процессуальный срок пропущен ввиду длительного времени прохождения почтовой корреспонденции до адресата, которая влечет затруднение в обращении с иском, что также не может быть постановлено в вину налоговому органу и является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока для обращения в суд. Так, 10.12.2018г. мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесено об отмене судебного приказа. Следовательно, крайним сроком обращения в суд в исковом порядке является 10.06.2019г., но 01.03.2019г. административный иск сдан в отделение почты <адрес>, но ни почтовое уведомление, ни конверт с отметкой «истек срок хранения» в инспекцию не поступили. При отслеживании отправления на сайте Почты России дата последнего дня хранения переносилась. Кроме того, сотрудники инспекции неоднократно выезжали по адресу места жительства М. А.З. с целью вручить иск нарочно, но <адрес> не представлялось возможным найти, сторона улицы с четкой нумерацией домов заканчивалась домом №. Затем налоговым органом повторно направлен в адрес налогоплательщика экземпляр административного иска, который получен им 01.06.2019г.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела представитель Административного Истца в судебное заседание не явился. Причину своей неявки суду не сообщил.
Административный О. М. А.З. извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела в зал судебного заседания не явился.
Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их свободным волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, поэтому в соответствии с требованиями ст. КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Суд, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 3 и 48 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
На основании ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статьей 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п. 4 ст. 57 НК РФ.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов; при этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, в установленном законом порядке и сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ, Межрайонная ИФНС России № по РД обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями административного О..
Следовательно, срок для обращения в суд с административным иском истекал ДД.ММ.ГГГГ
С настоящим иском административный истец обратился в суд - ДД.ММ.ГГГГ, то есть административным истцом пропущен срок для подачи административного иска.
Между тем административный истцом первоначально административный иск направлен в адрес административного О. ДД.ММ.ГГГГ, но ни почтового уведомления о вручении, ни конверт с отметкой «истек срок хранения» в материалах дела отсутствуют. Повторно административным истцом в адрес административного О. направлен административный иск, который получен последним 01.06.2019г.
Однако суд учитывает, что для возвращения указанного уведомления о вручении административного иска в инспекцию необходим определенный срок для последующего обращения с административным иском в суд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процессуальный срок на подачу административного искового заявления административным истцом пропущен по уважительной причине в связи с чем он подлежит восстановлению.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно Закона Республики Дагестан «О транспортном налоге" налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год.
Расчет суммы налога, подлежащей уплате физическим лицом, согласно ст. 362 и ст. 52 НК РФ, возложен на налоговые органы.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч.1,3,4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно запроса по реквизитам транспортного средства за Административным О. на праве собственности значатся транспортное средство - ВОЛЬВО F12 гос. регистрационный номер к852нх05, 1992 года выпуска, дата выдачи регистрационного документа с 14.08.2009г. Право собственности с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений об имуществе налогоплательщика - физического лица за административным О. числится транспортное средством - мерседес-бенз 1840 актрос гос. регистрационный номер в225ат97, 1997 года выпуска, дата регистрация права собственности с ДД.ММ.ГГГГ.
Административному О. 26.09.2017г. высылалось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за № с расчетами транспортного налога с предложением уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налогов в адрес Административного О. ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить по транспортному налогу.
В соответствии с нормами ст. 48НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. отменен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу.
В силу ч.3 ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации «Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25и 26.1настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.»
4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
Расчет взыскиваемой суммы пени, произведенный административным Истцом, судом проверен и он соответствует требованиям ст. 75 Налогового Кодекса РФ.
Факт отправки О. налоговых уведомлений и требования подтверждаются, имеющимися в деле копиями списков заказных писем.
Направленное требование отвечает нормам закона, оснований для признания его недопустимым доказательством по мотиву списания образовавшейся недоимки как безнадежной, не имеется.
В силу ст. 63 КАС РФ «Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом».
На момент рассмотрения дела в суде сумма налога уменьшилась по сравнению с расчетами в налоговом уведомлении (общая сумма) от ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу и составила 17 753 рублей.
Судом проверен расчет произведенной задолженности и пени и суд соглашается с этими расчетами.
Требования статей 19, 22, 286, 287 КАС РФ административным истцом соблюдены.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса должна быть уплачена государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей - 4 процента от цены иска, но не менее 400 рублей.
Учитывая, что исковые требования административного истца удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина подлежит взысканию в размере удовлетворенных требований, то есть в сумме 718,21 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска, удовлетворить.
Восстановить административному истцу Межрайонной инспекции ФНС России № по РД пропущенный срок для подачи административного иска о взыскании недоимки по налогам с М. А.З. в Каспийский городской суд.
Иск Межрайонной инспекции ФНС России № по РД к Мамазиеву А. З. о взыскании неустойки, образовавшейся за 2014, 2016г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 17 753 рублей, пеня в размере 202,31 рублей, на общую сумму 17 955,31 рублей, удовлетворить.
Взыскать с Мамазиева А. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прож. <адрес>, ИНН 054505533401 сумму недоимки образовавшуюся за 2014, 2016 года, перечислив следующие суммы на расчетный счет:
- Отделения НБ РД <адрес> №; БИК 048209001; ОКТМО 82720000; получатель УФК по РД (МРИ ФНС России по РВ; ИНН 0554000012; КПП 055401001 КБК транспортного налога 18№ в размере 17 753 (семнадцать тысяч семьсот пятьдесят три) рублей, КБК пени 18№ в размере 202 (двести два) рублей 31 (тридцать одна) копеек.
Взыскать с Мамазиева А. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прож. <адрес>, ИНН 054505533401 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 718 (семьсот восемнадцать) рублей 21 (двадцать одна) копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке.
Председательствующий -
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.