Дело № 2а-155/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Комсомольский 15 октября 2018 года
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Даваева А.Ю.,
при секретаре Хараевой Л.И.,
с участием прокурора Батырова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в защиту неопределенного круга лиц к администрации Прикумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Черноземельского района РК в защиту неопределенного круга лиц обратился с административным иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки по соблюдению федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений выявлено, что на территории Прикумского сельского муниципального образования РК имеется гидротехническое сооружение длиной 10 метров, шириной 10 метров, географические координаты 45°7’24”с.ш./45°51’51”в.д., расположенное примерно в 13 км юго-восточнее от п. Прикумский Черноземельского района РК. Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК данное гидротехническое сооружение является объектом, не имеющим собственника, то есть бесхозяйным. Орган местного самоуправления обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке недвижимого имущества на кадастровый учет в качестве бесхозяйного. Просил признать бездействие администрации Прикумского сельского муниципального образования РК по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного примерно в 13 км юго-восточнее от п. Прикумский Черноземельского района РК, длиной 10 метров, шириной 10 метров, с координатами 45°7’24”с.ш./45°51’51”в.д. незаконным и возложить обязанность по принятию указанных мер.
В судебном заседании прокурор Батыров Д.А. поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик – представитель администрации Прикумского СМО РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Заинтересованное лицо – представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Аджагулов Ю.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, административные исковые требования прокурора поддерживает и просит удовлетворить.
Заинтересованное лицо – представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. В своем отзыве указал, что гидротехническое сооружение отсутствует в сводной инвентаризационной ведомости. В проекте инвентаризационной ведомости администрации Черноземельского РМО РК также не указано данное гидротехническое сооружение. До настоящего времени План мероприятий, утвержденный Министерством природы и охраны окружающей среды РК совместно с Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не исполняется.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В ходе рассмотрения дела установлено, в том числе на основании акта прокурорской проверки от 17 августа 2018 года, и не оспаривается ответчиком, что на территории Прикумского сельского муниципального образования РК в 13 км юго-восточнее п. Прикумский расположено гидротехническое сооружение длиной 10 метров, шириной 10 метров, с географическими координатами 45°7’24”с.ш./45°51’51”в.д.
Согласно письму от 13 сентября 2016 года Минприроды РК сообщило администрации Черноземельского районного муниципального образования о наличии на территории Черноземельского районного муниципального образования РК бесхозяйного гидротехнического сооружения на р. Светлый Ерик у п. Прикумский Прикумского СМО.
В соответствии с Планами мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации бесхозяйного гидротехнического сооружения от 23 июня 2016 года и от 30 марта 2018 года, утвержденными министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, администрации Прикумского СМО РК в отношении бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на р. Светлый Ерик у п. Прикумский Прикумского СМО Черноземельского района РК, предложено реализовать ряд мероприятий, в частности, оформить технический и кадастровый паспорта бесхозяйного объекта; поставить на учет бесхозяйный объект в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК; поставить бесхозяйный объект на баланс муниципальной собственности; провести регулярные обследования гидротехнического сооружения; обеспечить непрерывную эксплуатацию гидротехнического сооружения; создать финансовый и материальный резерв, предназначенный для ликвидации аварии.
Письмом от 21 июня 2018 года Минприроды РК направило в прокуратуру Республики Калмыкия сведения об отсутствии на гидротехническое сооружение, расположенное на р. Светлый Ерик у п. Прикумский Прикумского СМО, технического и кадастрового паспортов, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия от 24 сентября 2018 года сведения о сооружении, расположенном примерно в 13 км. юго-восточнее от п. Прикумский Черноземельского района РК, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
В силу п.8 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно пункту 15 статьи 7 Устава Прикумского сельского муниципального образования РК, утвержденного решением Собрания депутатов Прикумского сельского муниципального образования РК от 21 октября 2016 года №3, к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
В данном случае установленные статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное гидротехническое сооружение расположено в административных границах Прикумского сельского муниципального образования Черноземельского района Республики Калмыкия, суд соглашается с доводами прокурора о том, что необращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
В связи с чем, административное исковое заявление прокурора Черноземельского района РК в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества подлежит удовлетворению. Кроме того, в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 13 ░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 45°7’24” ░.░./45°51’51” ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 13 ░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 45°7’24” ░.░./45°51’51” ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░.░. ░░░░░░