Решение по делу № 2-145/2018 от 11.12.2017

                в„– 2-145/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 РіРѕРґР°                                                                Рі. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области составе

председательствующего судьи Соловец Л.В.,

при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,

с участием представителя истца Клюева С.В., представителя третьего лица департамента строительства Брянской области Михальченко И.Н., администрации г. Новозыбкова Брянской области Шабловского И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области к Янчук Ю.В. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба, взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства Брянской области обратился в суд с иском к Янчук Ю.В. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании ущерба.

Определением Новозыбковского городского суда Брянской области от 03.05.2018 года, вступившим в законную силу, ввиду передачи полномочий, произведена замена стороны истца на департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Правительства Брянской области от 29.12.2014 года № Янчук Ю.В. был включен в список граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», расположенного по адресу: <адрес> размере <данные изъяты>. Денежные средства были получены ответчиком в полном объеме в феврале 2015 года.

В ходе проверки в июне-июле 2017 года контрольной комиссией Управления Федерального казначейства города Москвы по вопросу предоставления единовременной денежной компенсации материального ущерба вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было установлено, что Янчук Ю.В., получив данное имущество по договору дарения, в добровольном порядке из зоны радиоактивного загрязнения не выехал, фактически не утратил возможность пользоваться данным имуществом, в связи с чем, право на получение компенсации у него не возникло. Действия Янчук Ю.В. по незаконному получению денежной компенсации за вышеназванное имущество являются злоупотреблением правом. В результате неправомерной выплаты Янчук Ю.В. компенсации в сумме <данные изъяты> нанесен ущерб Российской Федерации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения пункта 4 статьи 17 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец, с учетом уточнения заявленных требований просит суд: признать выплату Янчук Ю.В. единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенного по адресу: <адрес> незаконной; взыскать с Янчук Ю.В. в пользу департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ущерб, причиненный в результате незаконного получения единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца- департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Клюев С.В., действующий на основании доверенности № 26 от 09.01.2018 года заявленные требования поддержал, по основаниям указанным в иске просил их удовлетворить, денежные средства в размере <данные изъяты> перечислить на счет департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Ответчик Янчук Ю.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель департамента строительства Брянской области Михальченко И.Н., действующий на основании доверенности б/н от 27.04.2018 года, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации г. Новозыбкова Брянской области Шабловский И.И., действующий на основании доверенности № 1 от 17.01.2018 года, полагая заявленные требования обоснованными, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица- Правительства Брянской области Чикин Е.Н., действующий на основании доверенности № 1-8363 п от 28.12.2017 г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд отзыв на исковое заявление, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и принятии решения на усмотрение суда, указав что контроль за целевым расходованием средств из областного бюджета, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, на выплату компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества осуществлялся Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно п. 4 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 5 названных Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате либо об отказе гражданину в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.

Ответственность за достоверность представленной информации о потребности в средствах федерального бюджета, направляемых на выплату компенсации, возлагается на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.9 Правил).

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.10.2014 года №, Янчук Ю.В. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 53,6 кв.м. (л.д.21)

Право собственности на 1/2 долю указанного домовладение возникло у ответчика на основании договора дарения от 31.05.1993 года, удостоверенного государственным нотариусом (л.д.24), и свидетельства о праве на наследство по закону от 21.10.2014 года, выданного нотариусом Новозыбковского нотариального округа Брянской области, согласно которому, наследником имущества Янчук В.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, является его брат Янчук Ю.В. (л.д.20)

Как следует из справки ООО «РИРЦ» Брянской области №256 от 07.11.2014 г., в домовладении № по <адрес> никто не зарегистрирован (л.д.22).

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующего в период спорных правоотношений, населенный пункт - г. Новозыбков Брянской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относился к зоне отселения.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области №689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 ««О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был определен департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Для реализации права на получение компенсации за утраченное имущество Янчук Ю.В. 10.11.2014 года на имя директора департамента строительства и архитектуры Брянской области было подано заявление о выплате компенсации за полученное по наследству, договору дарения имущество - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с представлением необходимых документов.

Согласно выписки из протокола №105 от 28.10.2014 года департаменту строительства и архитектуры Брянской области Янчук Ю.В. рекомендовано включить в список на получение компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС после отказа от права собственности и передачи имущества администрации (л.д.49).

Из справки от 04.12.2014 года, выданной комитетом имущественных и земельных отношений г. Новозыбкова Брянской области следует, что Янчук Ю.В. отказался от права собственности на сданное имущество (л.д.26).

На основании распоряжения Правительства Брянской области № 326-рп от 29.12.2014 года «Об утверждении списка граждан на получение единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.50) Янчук Ю.В. получена компенсация в сумме <данные изъяты> за утраченное имущество, расположенное в зоне отселения, по адресу: <адрес> ( л.д.4).

Вышеуказанное распоряжение Правительства Брянской области № 326-рп от 29.12.2014 года о выплате Янчук Ю.В. денежной компенсации за утраченное имущество, незаконным не признано, не отменено. В рамках рассмотрения настоящего спора, таких требований не заявлено. Кроме того, выпиской из Единого реестра недвижимости подтверждается, жилой дом № по адресу: <адрес>, за утрату которого ответчиком получена денежная компенсация, передан в собственность МО город Новозыбков ( л.д.72).

Акт проверки контрольной комиссии Управления Федерального казначейства города Москвы, на который ссылается истец в обоснование заявленных требований, в материалы дела не представлен.

Кроме того, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, основывая свои исковые требования на положениях части 1 статьи 8, части 3 статьи 1, части 1 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представил доказательств наличия в действиях Янчук Ю.В. недобросовестности или злоупотребления правом, с целью получения спорной денежной компенсации, в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                           

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области к Янчук Ю.В. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба, взыскании ущерба, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

             

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                    Р›.Р’. Соловец

2-145/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент строительства и архитектуры Брянской области
Ответчики
Янчук Ю. В.
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Соловец Лариса Владимировна
Дело на странице суда
novozibkovsky.brj.sudrf.ru
11.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2017Передача материалов судье
15.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2018Подготовка дела (собеседование)
22.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Подготовка дела (собеседование)
26.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2018Судебное заседание
23.03.2018Подготовка дела (собеседование)
23.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018Судебное заседание
22.05.2018Судебное заседание
20.06.2018Судебное заседание
22.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2018Дело оформлено
02.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее