Решение по делу № 33-9049/2019 от 12.03.2019

    Судья: Козленкова Е.В.                                  Дело № 33-9049/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей                                 Мариуца О. Г., Мизюлина Е.В.,

при секретаре                   Кузнецовой Т.В.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 26 декабря 2018 года по делу по иску Наро-Фоминского городского прокурора в интересах Ходаковского С. Н. к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности по выдаче социальной карты жителя Московской области,

    заслушав доклад судьи Мариуца О.Г., объяснения представителя ответчика, заключение прокурора Корнилова П.С.,

УСТАНОВИЛА:

Наро-Фоминский городской прокурор в интересах Ходаковского С.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании выдать Ходаковскому С.Н. социальную карту жителя Московской области.

Требования мотивированы тем, что Наро-Фоминской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Ходаковского С.Н., в ходе которой установлено, что в 2018 году Ходаковский С.Н. обратился в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения с заявлением по вопросу оформления карты жителя Московской области. 06.06.2018 года ответчиком истцу отказано в оформлении социальной карты в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Московской области. Ходаковский С.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, с 18.05.201 года по 18.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 01.09.2013 года, с 04.10.2013 года по 04.10.2016 года, с 06.10.2016 года по 06.10.2021 года, с 2017 года является получателем трудовой пенсии по старости. Ходаковский С.Н. имеет право на получение социальной карты по месту своего проживания, в Наро-Фоминском городском округе Московской области. При этом право на льготы, гарантированные законом, и реализация такого права не могут быть поставлены в зависимость от места его постоянной регистрации.

В судебном заседании старший помощник прокурора заявленные требования поддержал.

Ходаковский С.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика просил в иске отказать.

    Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 26 декабря 2018 года исковое заявление Наро-Фоминского городского прокурора в интересах Ходаковского С.Н. к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности по выдаче социальной карты жителя Московской области удовлетворено. Суд постановил: обязать Министерство социального развития Московской области в лице Наро-Фоминского управления социальной защиты выдать Ходаковскому Сергею Николаевичу социальную карту жителя Московской области.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просили решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в иске отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства социального развития Московской области, прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции, 06.06.2018 года Ходаковский С.Н. обратился в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче социальной карты жителя Московской области.

06.06.2018 года заявителю отказано в оформлении социальной карты жителя Московской области с указанием на то, что меры социальной поддержки установлены отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, а Ходаковский С.Н. зарегистрирован по месту пребывания в Московской области временно.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ходаковский С.Н. имеет право на получение меры социальной поддержки, поскольку материалами дела подтверждается, что фактически истец проживает на территории Московской области, в связи с чем отказ ответчика в выдаче ему социальной карты жителя Московской области является незаконным.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1.1 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», утвержденного Постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 № 5/171-П, настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации.

Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 устанавливаются меры социальной поддержки для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 2 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 предусмотрено, что документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения.

Согласно разделу 1. «Основные термины и определения» Положения о социальной карте жителя Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.

Согласно п. 8.1.1 названного Положения для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. Если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области.

Согласно пп. 18 п. 2.1 Административного регламента по предоставлению Министерством социального развития Московской области государственной услуги по выдаче, замене и прекращению действия социальных карт жителя Московской области, утвержденного распоряжением Минсоцразвития МО от 11.12.2017 N 19РВ-107 (ред. от 17.05.2018), лицами, имеющими право на получение государственной услуги, являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 19.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25.06 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06 1993 № 5242-1) каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 3 названного закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года №19-0-П регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Ограничение прав граждан по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, является недопустимым, поскольку в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом первой инстанции установлено, что 21.07.2009 года <данные изъяты> Ходаковскому С.Н. выдан паспорт гражданина <данные изъяты>. Паспорт не содержит отметки о регистрации по месту жительства.

При этом Ходаковский С.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, в периоды: с 18.05.2010 года по 18.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 01.09.2013 года, с 04.10.2013 года по 04.10.2016 года, с 06.10.2016 года по 06.10.2021 года.

С 2017 года истец является получателем трудовой пенсии по старости бессрочно и состоит на учете в ГУ УПФР №<данные изъяты> по г. Москва и Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что Ходаковский С.Н. постоянно проживает на территории Московской области и на него распространяются льготы, гарантированные законом Московской области, реализация которых не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия постоянной регистрации истца по месту жительства.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по выдаче Ходаковскому С.Н. социальной карты жителя Московской области.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

    Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 26 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий

    Судьи

33-9049/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
и.о. Наро-Фоминского городского прокурора Московской области в защиту Ходаковского Сергея Николаевича
Ответчики
Министерство социального развития Московской обл.
Суд
Московский областной суд
Судья
Мариуца О. Г.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
18.03.2019Судебное заседание
21.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2019Передано в экспедицию
12.03.2019[Гр.] Судебное заседание
21.03.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2019[Гр.] Передано в экспедицию
18.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее