Решение по делу № 33а-6995/2020 от 08.06.2020

УИД: 34RS0002-01-2019-009258-32 №2а-909/2020

Судья Абакумова Е.А. дело № 33а-6995/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2020 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Тертышной В.В.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жданова Александра Владиславовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду (далее - УМВД России по г. Волгограду) в лице отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД России по г. Волгограду о признании незаконным отказа,

по апелляционной жалобе административного истца Жданова Александра Владиславовича,

на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 20 февраля 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Жданова Александра Владиславовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду в лице отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД России по г. Волгограду о признании незаконным отказа в ответе № <...> от ДД.ММ.ГГГГ года начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД РФ по г.Волгограду подполковника полиции Порхачева А.С., возложении обязанности на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду в лице отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД России по г. Волгограду снять с регистрационного учета лиц, зарегистрированных в аварийном здании, находящимся на участке в его собственности по адресу: <адрес> на обнаружения не соответствующих действительности сведений (п. 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за регистрацию»), так как аварийное здание по адресу: <адрес> не имеет статуса жилого помещения, отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

установила:

Жданов А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа УМВД России по г. Волгограду в лице отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3. В обоснование предъявленных требований указал, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес> на котором расположен жилой дом, являющейся самовольной постройкой, поскольку Волгоградским областным судом в соответствии с экспертизой по гражданскому делу установлен данный факт. Указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лица, проживающие в ней, не могут быть в ней зарегистрированы. Применительно к положениям ст. 209, 288, 304 ГК РФ с учетом установленных обстоятельств, согласно которым в данном самовольном строении лица, которые там находятся подвергают свою жизнь и здоровье угрозе, у Жданова А.В. имеются правовые основания подавать заявления о снятии с регистрационного учета лиц, проживающих на территории его собственности (земельного участка). Сам по себе факт регистрации лиц не может свидетельствовать о наличии у них права пользования спорным жилым помещением, а жилой дом по адресу: <адрес> 5 не может считаться жилым строением, что не дает возможности регистрировать в нем людей.

Жданов А.В. обращался в УФМС Дзержинского района г. Волгограда с заявлением о снятии с регистрационного учёта всех лиц зарегистрированных на его участке. Ему было отказано в заявленных требованиях и рекомендовано обратиться в суд. С данным ответом он не согласен, поскольку при нахождении незаконно зарегистрированных лиц на участке принадлежащем ему на праве собственности нарушаются конституционные права, предусмотренные ст. 17, 35, 36 Конституции РФ, для восстановления которых требуется соблюдение закона, а именно снятие данных лиц с незаконного регистрационного учёта и выселении с территории земельного участка находящимся в его собственности.

С учетом уточненных требований просил суд признать незаконным ответ УМВД России по г. Волгограду в лице отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3; обязать УМВД России по г. Волгограду в лице отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 снять с регистрационного учета лиц, зарегистрированных в аварийном здании, находящемся на участке в его собственности на основании того, что обнаружены не соответствующие действительности сведения (п. 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за регистрацию»), так как аварийное здание по адресу: <адрес> не имеет статуса жилого помещения.

Судом в качестве заинтересованных лиц привлечены: начальник отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД РФ по городу Волгограду

подполковник полиции Порхачев А.С.; Жданова О.Г., Жданова Е.А.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Жданов А.В., ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы аналогичные содержанию административного искового заявления, указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не поступило.

Выслушав представителя административного ответчика УМВД России по г. Волгограду Докимук Н.С., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 3).

Во исполнение требований жилищного законодательства Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995 года №713 утвердило Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).

Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с п. 31 Правил, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26 (1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения, которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26 (1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Снятие гражданина с регистрационного учета осуществляется в соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984, на основании его заявления форма которого приведена в указанном Административном регламенте, либо на основании решения суда или решения (документов) уполномоченного органа.

Из материалов дела следует, что 18 сентября 2019 года Жданов А.В. обратился в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД РФ по г.Волгограду с заявлением о снятии с регистрационного учета лиц, в принадлежащем ему объекте недвижимости. В обоснование заявления указал, что объект недвижимости расположенный на принадлежащем ему земельном участке, является самовольной постройкой. В соответствии с установленными при рассмотрении гражданского дела № <...> обстоятельствами, данная самовольная постройка представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, выведена из гражданского оборота, не является жилым помещением, в связи с чем в ней не могут быть зарегистрированы граждане. Регистрация граждан в самовольной постройке препятствует ее ликвидации.

11 октября 2019 года начальником отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД РФ по г.Волгограду подполковником полиции Порхачевым А.С. на указанное выше заявление дан ответ № <...>, согласно которому указано, что заявление Жданова А.В. рассмотрено, разъяснен порядок снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, в соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Разъяснено Жданову А.В. о его праве на обращение о снятии с регистрационного учета по месту жительства Ждановой О.Г. и Ждановой Е.А. в суд по месту жительства.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение Жданова А.В. рассмотрено компетентным органом в соответствии с требованиями Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при этом права заявителя данным ответом не нарушаются.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.

Из материалов дела усматривается, что по адресу: <адрес> в настоящее время зарегистрированы: Жданов А.В. с 12 апреля 2018 года; Жданова О.Г. с 03 сентября 1997 года и Жданова Е.А. с 18 мая 2007 года.

Согласно п. 54, 54.1, 54.2 Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет: заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания; паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).

Представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается факт обращения заинтересованных лиц Ждановой О.Г. и Ждановой Е.А. с заявлениями о снятии с регистрационного учета по указанному адресу.

Административным истцом не представлено доказательств и того, что в отношении Ждановой О.Г. и Ждановой Е.А., а также в отношении него самого принимались судебные акты, являющиеся основанием для снятия с регистрационного учета, такие документы не были представлены и при обращении к административному ответчику 18 сентября 2019 года.

Проанализировав заявление Жданова А.В. суд обоснованно принял во внимание, что Ждановым А.В. не указан на адрес по которому надлежит снять с регистрационного учета лиц, зарегистрированных по данному адресу, а также фамилии, имена и отчества лиц, подлежащих снятию с регистрационного учета с указанием основания их снятия (в том числе и приложением вступившего в законную силу судебного акта) в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для самостоятельного снятия с регистрационного учета Ждановой О.Г. и Ждановой Е.А., равно как и самого заявителя Жданова А.В.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данным нормативным правовым актом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2).

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 5.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, поступившее 18 сентября 2019 года в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД РФ по г.Волгограду заявление Жданова А.В. правильно рассмотрено в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявителю дан разъясняющий ответ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод апелляционной жалобы о наличии предусмотренных пп. «ж» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, оснований для удовлетворения заявления о снятия с регистрационного учета, судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку судебного решения о признании незаконной (недействительной) регистрации лиц по месту жительства, основанного на фактах не соответствия действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, административным истцом не представлено.

Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах административного дела не имеется.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Жданова Александра Владиславовича - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи:

33а-6995/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жданов Александр Владиславович
Ответчики
управления МВД РФ по г. Волгограду Отдел полиции № 3
Другие
Жданова Елена Александровна
начальник отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД РФ по г.Волгограду подполковник полиции Порхачев А.С.
Жданова Ольга Геннадьевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
08.06.2020Передача дела судье
15.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее