№ 2-439/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2018 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Бердыш С.А.,
при секретаре Хлопковой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниченко Натальи Сергеевны к Администрации г. Новочеркасска, третье лицо: Самойлова Светлана Александровна, о признании договора дарения заключенным, признании права собственности на долю квартиры,
установил:
Мирошниченко Н.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что <дата> между истцом и ее отцом Самойловым С.Н. был заключен договор дарения <данные изъяты> <адрес> Указанная доля квартиры принадлежала дарителю на праве собственности на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от <дата>, регистрационного удостоверения № от <дата>, договора об определении долей № от <дата>. Право собственности Самойлова С.Н. зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.
Истец, фактически осуществляющая владение недвижимым имуществом, не может оформить на него право собственности в установленном порядке. В силу юридической неграмотности она не знала, что договор дарения подлежит государственной регистрации в Учреждении юстиции. В настоящее время произвести государственную регистрацию права собственности на приобретенное недвижимое имущество не представляется возможным, поскольку даритель Самойлов С.Н. умер <дата>.
Просит суд признать договор дарения <данные изъяты> <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> от <дата> заключенным. Признать за Мирошниченко Н.С. право собственности на <данные изъяты> <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>
Мирошниченко Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам, просила удовлетворить.
Представитель Администрации <адрес> Дейнега Л.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с законом.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Самойлова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из части 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней).
Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ, сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 данного Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а, согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора дарения 19.10.2002) несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влекло ее недействительность. Такая сделка считалась ничтожной.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Статья 574 ГК РФ предусматривает требования к форме договора дарения и последствия ее несоблюдения.
Так, в пункте 2 указанной нормы предусмотрено, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда: дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда; договор содержит обещание дарения в будущем. В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
Согласно пункту 3 указанной статьи договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируется порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения сторон договора дарения от такой регистрации.
В связи с этим в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии подлежит применению пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно ч. 2 ст. 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно разъяснениям приведенным в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Из системного толкования пункта 3 статьи 551, абзаца второго пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что для разрешения иска о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по договору дарения следует установить не только наличие документа о передаче имущества, но также установить фактический переход имущества от дарителя к одаряемому.
Как следует из материалов дела, квартира в <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Самойлову С.Н. с долей собственности <данные изъяты> Самойловой С.А. с долей собственности <данные изъяты> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <адрес> от <дата> и <адрес>, выпиской из ЕГРН, справкой МУП «ЦТИ» <адрес>.
Судом установлено, что <дата> между Самойловым С.Н. в лице представителя Самойловой С.А. и Якушевой Н.С. заключен договор дарения 1/3 доли права собственности на <адрес>
Согласно материалам дела, Якушева Н.С. зарегистрировала брак с Мирошниченко А.А. <дата>, в связи с чем изменила фамилию на Мирошниченко (л.д. 17).
Договор дарения от <дата> удостоверен нотариусом второй Новочеркасской государственной нотариальной конторы Коваленко А.А. и зарегистрирован в реестре за №.
Вместе с тем, с заявлением о регистрации указанного договора дарения в Новочеркасский отдел Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО стороны не обратились.
Согласно ч. 5 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.
Нотариальное удостоверение сделки свидетельствует о том, что смысл и значение сделки сторонам разъяснены и проверены, содержание договора соответствует действительным намерениям сторон и не противоречит требованиям закона. Дееспособность сторон, а также принадлежность имущества лицу, его отчуждающему, нотариусом проверена.
Судом установлено, что договор дарения не признан недействительным и исполнен сторонами, 1/3 доля квартиры была передана истице. Данным объектом недвижимости истица владеет и пользуется до настоящего времени.
Договор дарения соответствует требованиям, установленным законом, заключен в письменной форме, с соблюдением требований статьи 574 ГК РФ, оснований для запрещения дарения и ограничения дарения, предусмотренных ст. 575, 576 ГК РФ, на момент заключения договора не имелось, доказательств того, что действительная воля сторон договора дарения не была направлена на заключение договора дарения, материалы дела не содержат.
Согласно записи акта о смерти № от <дата> Самойлов С.Н. умер.
Как следует из ответа нотариуса <адрес> от <дата> №, после смерти Самойлова С.Н. с заявлением о принятии наследства по закону обратилась его супруга Самойлова Н.А., которой было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имущество: автомашину марки <данные изъяты> г/н №, и/н №. Другого имущества наследником не заявлялось, другие наследники в нотариальную контору не обращались (л.д.60).
В настоящее время истица лишена возможности зарегистрировать свое право собственности на <данные изъяты> квартиры в связи со смертью Самойлова С.Н.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия возражений от третьего лица, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░