№2-2191/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2023 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Свинцовой С.С.,
при секретаре Тишиной Н.Н.,
с участием представителя истца Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы по доверенности Шангутовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело №2-2191/2023 по иску Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы к ФИО10 о понуждении к исполнению требований правил благоустройства,
установил:
Управление по административно-техническому надзору администрации <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 об обязании в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести работы по окраске фасада, в том числе наличников оконных конструкций индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что 31.01.2023 выявлен факт нарушения собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, требований п. 2.5.9, 8.6.11, 8.6.14 Правил благоустройства, выразившийся в наличии шелушения лакокрасочного слоя, в том числе наличников оконных проемов.
Жилой дом по адресу: <адрес>, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-№ принадлежит на праве собственности ФИО2 (далее по тексту – собственник, Ответчик).
В связи с этим 14.02.2023 собственнику домовладения было направлено требование об устранении выявленных нарушений путем окраски фасадов здания, установлен срок для исполнения.
По истечении предоставленного срока, сотрудником Управления 08.06.2023 проведено повторное обследование, в рамках которого установлено, что нарушения требований Правил благоустройства не устранены.
В судебном заседании представитель истца Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы по доверенности Шангутова Е.О. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом путем направления судебных извещений через почтовое отделение связи заказной почтой с уведомлением (почтовый идентификатор 80101586108602). Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда как невостребованная, с отметкой «Истек срок хранения».
Статьей 113 ГПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 118 ГПК РФ).
В силу ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений с последнего известного места жительства.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Учитывая вышеприведенные положения норм права, принимая во внимание, что судебное извещение направлено в адрес ответчика и не было получено последним по неуважительным причинам, а также то, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещается на официальном и общедоступном сайте Центрального районного суда города Тулы в сети «Интернет», ФИО2 имела объективную возможность ознакомиться с данной информацией, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о дате, времени и месте судебного заседания по настоящему делу.
В связи с неявкой ответчика ФИО2, не сообщившей об уважительных причинах своей неявки, в соответствии со ст. ст. 233, 234 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы по доверенности Шангутовой Е.О., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Пункт 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1 указанного Федерального закона).
Утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно положениям ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы, приведенные в части 2 данной статьи, а также иные вопросы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 указанного Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
В целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства на территории муниципального образования город Тула, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 №711/пр, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Устава муниципального образования город Тула, с учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний от 02.11.2017 решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 №47/1156 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула (далее по тексту – Правила).
Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города.
Правила благоустройства помимо прочего, устанавливают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 1.2 Правил).Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула – управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее – Управление), которое осуществляет свою деятельность на основании Положения «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 № 45/1079.
Управление имеет право требовать, в том числе в письменной форме, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений соблюдения Правил благоустройства, контролировать исполнение таких требований и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Тульской области, в случае неисполнения выданных требований, в том числе в судебном порядке (подпункт 23 пункта 3.1 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации вышеуказанных полномочий, в пределах предоставленной компетенции, сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы 31.01.2023 выявлен факт нарушения собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, требований п. 2.5.9, 8.6.11, 8.6.14 Правил благоустройства, выразившийся в наличии шелушения лакокрасочного слоя, в том числе наличников оконных проемов.
В соответствии с подпунктом 2.10.2.1 Правил благоустройства, собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а если зданием является многоквартирный дом - собственники помещений в многоквартирном доме либо уполномоченные ими организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны обеспечить соблюдение требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, установленных приложением 13 к настоящим Правилам.
Как следует из п. 8.2.51 Правил благоустройства владельцы индивидуальных жилых домов обязаны содержать в порядке земельный участок в пределах землеотвода и обеспечивать надлежащее санитарное состояние прилегающей территории, а именно:
- постоянно обеспечивать надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений в соответствии с требованиями п.п. 2.5.2.4, 2.5.7, 2.5.8, 8.1.3, 8.6.14 настоящих Правил, а также прочих сооружений в пределах землеотвода. Своевременно производить поддерживающий их ремонт и окраску.
Пунктом 8.6.11 Правил благоустройства установлено, что текущий, капитальный ремонт и окраска фасадов зданий, строений и сооружений, их содержание обеспечиваются самостоятельно либо посредством привлечения специализированных организаций следующими лицами: собственниками зданий, строений и сооружений - в отношении нежилых зданий, строений и сооружений, принадлежащих им на праве собственности (п. 8.6.11.1 Правил).
Пунктом 13.1.3 Приложения № 13 к Правилам благоустройства установлено, что собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а также организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны:
а) обеспечивать надлежащее содержание фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб);
б) следить за состоянием всех элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях;
в) своевременно принимать меры по ремонту, реставрации и покраске фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их отдельных конструктивных элементов;
г) поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах и ограждающих конструкциях зданий, строений, сооружений информационные таблички, адресные указатели.
Пункт 8.6.13 Правил благоустройства включает в состав элементов фасадов зданий и сооружений, подлежащих содержанию, следующие элементы:
- входные группы (ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери), входы в подвальные помещения;
- цоколь здания;
- внешние поверхности стен, выступающие элементы фасадов (балконы, лоджии, эркеры, карнизы);
- кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, ограждающие решетки, выходы на кровлю;
- парапетные и оконные ограждения, решетки, металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя, свесов;
- стекла, рамы, балконные двери.
Пункт 8.6.14 Правил благоустройства устанавливает, что при содержании фасадов зданий и сооружений запрещается:
- наличие повреждений и/или разрушение поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие шелушений окраски, трещин, отслоившейся штукатурки и/или облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций;
- наличие загрязнений на поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие грязевых подтеков и/или пятен;
- отделка и окрашивание фасада и его элементов материалами, отличающимися по цвету от установленного для данного здания паспортом колористического решения или Паспортом внешнего вида фасада здания (сооружения);
- частичная окраска фасадов.
Согласно п. 2.5.9 Правил благоустройства ограждения должны содержаться в чистоте, исправном состоянии, не допускается наличие граффити, надписей и рисунков (за исключением случаев, когда граффити и иные рисунки наносятся в рамках конкурсов, проводимых администрацией города Тулы, либо конкурсов, проводимых иными лицами, получившими согласование (разрешение) администрации города Тулы на проведение конкурса), не иметь видимых признаков деформаций и отклонений от вертикали.
Жилой дом по адресу: <адрес>, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-№ принадлежит на праве собственности ФИО2
В связи с этим 14.02.2023 собственнику домовладения было направлено требование об устранении выявленных нарушений путем окраски фасадов здания, установлен срок для исполнения.
По истечении предоставленного срока, сотрудником Управления 08.06.2023 проведено повторное обследование, в рамках которого установлено, что нарушения требований Правил благоустройства не устранены.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Таким образом, Ответчик, бесхозяйственно обращаясь со своим имуществом, совершил действия, запрещенные Правилами благоустройства, т.е. нормативным правовым актом, действующим на территории муниципального образования город Тула.
Кроме того, бездействие собственника жилого дома, выразившееся в не проведении его ремонта, влечет ускорение процесса ветшания здания, а также отрицательно влияет на эстетический образ муниципального образования город Тула.
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т. п.). Понятие «содержание имущества» включает его ремонт и сохранение в состоянии, не представляющем опасности при использовании по назначению.
Как указал Конституционный суд в своем Определении 30.01.2020 №115-О пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ конкретизируют гарантии, предусмотренные статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и направлены на защиту прав собственника (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 №665-О, от 17.07.2018 №1734-О и др.). Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества, правило о несении которого собственником закреплено, в частности, в статье 210 ГК РФ (Постановление от 31.05.2005 № 6-П; определения от 16.04.2009 №495-О-О, от 27.06.2017 №1284-О и др.).
Статья 30 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.). Понятие «содержание имущества» включает его ремонт и сохранение в состоянии, не представляющем опасности при использовании по назначению.
Таким образом, невыполнение ответчиком обязанностей по содержанию фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>, приводит к нарушению Правил благоустройства, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Установленные по делу обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспаривались, надлежащими доказательствами ответчиками с соблюдением требований ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в части обязании ответчика провести работы по окраске фасада, в том числе наличников оконных конструкций индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с положениями ст. 204 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Указанный срок для исполнения решения при установленных по делу обстоятельствах является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления по административно-техническому надзору администрации <адрес> к ФИО2 о понуждении к исполнению требований к внешнему фасаду здания, удовлетворить.
Обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>), за счет собственных средств провести работы по окраске фасада, в том числе наличников оконных конструкций индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 16.08.2023.
Председательствующий: