0УИД 10RS0005-01-2021-001058-79
дело №5-596/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Костомукша 29 июля 2021 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Сахошко М.Г., с участием защитника ФИО2, действующего на основании доверенности от 21.01.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа», ОГРН 1111031000640 от 07.09.2011, ИНН 1004016074, местонахождение: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в порядке ст.23.1 КоАП РФ направлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» (далее - МКП «Горводоканал КГО»), согласно которому по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз качества питьевой воды (экспертные заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» за №№ № от 19.04.2021, протоколы лабораторных исследований АИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» филиал №2 в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском, Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах №№ № от 09.04.2021, протоколы лабораторных исследований АИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» №№ от 14.04.2021, №№ № от 12.04.2021) пробы питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранные:
-7 апреля 2021 года, в 18 часов 15 минут, перед подачей в распределительную сеть <адрес> на водоочистных сооружениях МКП «Горводоканал КГО» по адресу: <адрес>;
-7 апреля 2021 года, в 18 часов 35 минут, в распределительной сети <адрес> по адресу: <адрес>
-7 апреля 2021 года, в 19 часов 8 минут, в распределительной сети <адрес> по адресу: <адрес>;
-7 апреля 2021 года, в 19 часов 28 минут, в распределительной сети <адрес> по адресу: <адрес>,
не соответствуют требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 и главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий и хлороформ (трихлорметан)). Кроме того, 29 апреля 2021 года установлено, что в нарушение п.78 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 МКП «Горводоканал КГО» не проинформировало территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия о результатах лабораторных исследований проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г.Костомукша, проведенных АИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в рамках проведения предприятием производственного контроля (протоколы №/С от 22.03.2021 и №/с от 26.04.2021), которые не соответствовали гигиеническим нормативам.
Таким образом, МКП «Горводоканал КГО» допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Действия МКП «Горводоканал КГО» квалифицированы как шесть административных правонарушений, предусмотренных ст.6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ФИО2, действующий в интересах привлекаемого юридического лица, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения и пояснил, что нормативы содержания в питьевой воде химических веществ - алюминия и хлороформа (трихлорметана) изменились только с 01.03.2021 в связи с введением СанПиН 1.2.3685-21. До указанного времени качество подаваемой потребителям воды соответствовало действовавшим на тот период времени СанПиН 2.1.4.1074-01. Указал, что вопросами снижения количества химических веществ в питьевой воде и достижения нормативов качества воды предприятие занимается на постоянной основе, в настоящее время заключен договор с ООО <данные изъяты> на установку необходимого оборудования. Устранение выявленных нарушений требует времени и больших затрат, в связи с чем внесены изменения в инвестиционную программу предприятия на 2021 год. Также обратил внимание, что согласно п.6 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» срок реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями определен в течение периода, не превышающего 7 лет с начала реализации. Отметил, что обязанности по подготовке и очистке питьевой воды возложены на созданную в составе предприятия эколого-технологическую службу, и ответственность за подачу потребителям питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин, несет главный технолог службы. Полагал, что протоколы лабораторных исследований проб питьевой воды вызывают сомнение, поскольку во всех протоколах показатели содержания хлороформа в пробах являются идентичными, несмотря на их отбор в различных местах города. Также указал, что предприятие проводит ежедневный контроль качества питьевой воды в собственной неаккредитованной лаборатории для личных нужд, и данный факт не свидетельствует о нарушении МКП «Горводоканал КГО» требований СанПиН, поскольку, помимо этого, производственный контроль качества питьевой воды предприятием осуществляется на базе аккредитованной испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия». Кроме того, считал, что не предоставление юридическим лицом в орган Роспотребнадзора информации о превышении гигиенических нормативов качества питьевой воды по результатам исследования ее проб не образует состав правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ. С учетом принимаемых предприятием мер к соблюдению гигиенических нормативов питьевой воды и непродолжительного периода времени, прошедшего с начала действия новых СанПиН, полагал, что у МКП «Горводоканал КГО» не имелось объективной возможности изменить технологию водоподготовки в короткие сроки.
Представитель административного органа - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ с позиции соблюдения требований закона при их получении, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно положениям ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу требований ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона.
Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению изложены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №3 от 28.01.2021.
В соответствии с п.75 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В силу п.8 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями.
Согласно п.78 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также нормативы предельно-допустимых концентраций химических веществ в воде питьевой системы централизованного водоснабжения установлены СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №2 от 28.01.2021.
Нормативы предельно-допустимых концентраций химических веществ в воде питьевой системы централизованного водоснабжения составляют: алюминий - 0,2 мг/дм3, хлороформ (трихлорметан) - 0,06 мг/дм3 (пп.41 и 1252 таблицы 3.13 главы III СанПиН 1.2.3685-21).
Как следует из материалов дела, на основании изучения протокола лабораторных исследований водопроводной воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия»» № от 05.03.2021, пробы которой были отобраны в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, выполненных в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга согласно приказу Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2021 год» и выявивших несоответствие отобранной пробы воды требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим показателям, превышение показателей трихлорметана (хлороформа), уполномоченным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении в отношении МКП «Горводоканал КГО» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
5 апреля 2021 года определением должностного лица назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть <адрес> на водоочистных сооружениях МКП «Горводоканал КГО», расположенных по адресу: <адрес>, и в распределительной водопроводной сети <адрес> по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>. 7 апреля 2021 года по указанным адресам проведен забор проб в присутствии представителя МКП «Горводоканал КГО», что подтверждается копиями протоколов о взятии проб и образцов.
Согласно экспертному заключению № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной перед распределением в распределительную сеть <адрес> на МКП «Горводоканал КГО» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,42±0,07 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
В соответствии с экспертным заключением № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,37±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
Как следует из экспертного заключения № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной на <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,28±0,05 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
Согласно экспертному заключению № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,31±0,05 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
В соответствии с экспертным заключением № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,27±0,04 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
Также установлено, что по результатам лабораторных исследований в рамках производственного контроля качества питьевой воды МКП «Горводоканал» в предусмотренный п.78 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 срок не проинформировало территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия о превышении гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям в отобранных пробах питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть, а именно по содержанию химических веществ (хлороформ (трихлорметан) - 0,30±0,06 мг/дм^3 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и хлороформ (трихлорметан) - 0,235±0,049 мг/дм^3 (протокол №/с от 26.04.2021).
В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде 13 мая 2021 года в отношении МКП «Горводоканал КГО», являющегося гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г.Костомукша и осуществляющего водоснабжение потребителей данного муниципального образования холодной питьевой водой, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ.
Факт несоответствия питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 и вина МКП «Горводоканал КГО» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 13.05.2021, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.03.2021, протоколом лабораторных исследований №/Г от 05.03.202, протоколами о взятии проб и образцов от 07.04.2021 года, протоколами лабораторных исследований №№ № от 09.04.2021, №/Г от 14.04.2021, №№ № от 12.04.2021, экспертными заключениями №№ № от 19.04.2021, уставом МКП «Горводоканал КГО», распоряжением Главы администрации Костомукшского городского округа от 27.11.2013 № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКП «Горводоканал КГО», постановлением Главы администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № о наделении МКП «Горводоканал КГО» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение,выпиской из ЕГРЮЛ, а также другими материалами дела.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Устава МКП «Горводоканал КГО» создано с целью поставки коммунальных ресурсов и осуществляет функции, в том числе по сбору, очистке и распределению воды. Согласно п.1 единого договора № от ДД.ММ.ГГГГ холодного водоснабжения и водоотведения МКП «Горводоканал КГО» обязуется подавать потребителям через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
Оснований не доверять собранным должностным лицом доказательствам и ставить под сомнение факты, установленные им и указанные в исследованных документах, не имеется.
Протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ соответствует требованиям ч.2 ст.28.1 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, в связи с чем он признается допустимым доказательством по делу.
Вышеуказанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины МКП «Горводоканал КГО» в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что приведенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушения требований СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 посягают на одни и те же охраняемые государством общественные отношения, связаны с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выявлены в результате аналогичных проверочных мероприятий в рамках административного расследования, осуществленных одним должностным лицом и в отношении одного юридического лица 7 апреля и 29 апреля 2021 года, то есть в течение короткого промежутка времени - одного месяца, судья приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Горводоканал КГО» одного состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Вопреки доводам защитника оснований не доверять результатам проведенных по настоящему делу лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных 7 апреля 2021 года, не имеется, поскольку они проведены уполномоченными на то должностными лицами аккредитованной испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» с применением нескольких средств измерений, имеющих действующие свидетельства о поверке.
Ссылку защитника на положения ст.23 Федерального закона № 416 «О водоснабжении и водоотведении», допускающих несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, в пределах, определенных планом реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, на срок не более 7 лет, судья находит неубедительной, поскольку в соответствии с разъяснениями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, данными в письме от 15.03.2021 № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21», вышеуказанный срок установлен для отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды по органолептическим показателям. Вместе с тем, превышение в питьевой воде химических показателей (алюминий и хлороформ (трихлорметан)), которое допущено МКП «Горводоканал КГО», влияет на ее безопасность, а отступление от показателей безопасности питьевой воды недопустимо в силу требований закона.
Утверждения защитника о том, что ответственность за качество поставляемой в распределительную сеть питьевой воды несет главный технолог эколого-технической службы предприятия, и данное обстоятельство исключает вину юридического лица, являются несостоятельными.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Данные разъяснения, с учетом нормы ч.3 ст.2.1 КоАП РФ прямо указывают, что наличие вины должностного лица не исключает вину юридического лица и возможность его привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что информирование территориального органа Роспотребнадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети», предусмотрено нормами СанПиН 2.1.3684-21, содержащими требования к питьевому водоснабжению, уклонение от такого информирования организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения и обеспечивающей население питьевой водой, является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ. Доводы защитника о том, что неисполнение указанного требования не относится к объективной стороне данного правонарушения, основаны на неверном толковании закона.
Принимая во внимание представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу, что МКП «Горводоканал КГО» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеющиеся в материалах дела сведения о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на приведение соответствия качества питьевой воды действующим требованиям, свидетельствуют об осуществлении предприятием этих мер уже после выявленных в апреле 2021 года территориальным органом Роспотребнадзора вышеприведенных нарушений и не подтверждает факт проведения аналогичных мероприятий МУП «Горводоканал» с 28 января 2021 года, то есть с момента принятия СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, введенных в действие с 1 марта 2021 года, а также в предыдущие периоды.
Доводы защитника относительно невозможности привести качество питьевой воды в соответствие с вновь установленными санитарными правилами в короткие сроки, поскольку изменение технологии водоподготовки требует времени и больших затрат, не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого деяния, так как обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды в силу прямого указания законодателя возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов.
При этом суд учитывает, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 №75 с 15.12.2007 введены в действие гигиенические нормативы ГН 2.1.5.2280-07 «Дополнения и изменения № 1 к гигиеническим нормативам «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03», которые установили предельно допустимую концентрацию хлороформа в питьевой воде в значении - не более 0,06 мг/л.
В санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация хлороформа в питьевой воде установлена в значении - не более 0,06 мг/л.
Таким образом, предельно допустимая концентрация хлороформа в питьевой воде, указанная в СанПиН 1.2.3685-21, определена в соответствии с ГН 2.1.5.2280-07, действовавшим с 2007 года.
Предприятием не представлено доказательств невозможности соблюдения им требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Доводы защитника о невиновности юридического лица в совершении правонарушения судья расценивает как способ защиты, обусловленный желанием избежать административной ответственности.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не усматриваю, поскольку невыполнение вышеприведенных санитарно-эпидемиологических требований ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Вместе с тем, судья полагает, что должностным лицом административного органа нарушение МКП «Горводоканал КГО» требований п.8 приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 и п.19 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 №10, инкриминировано необоснованно.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - Правила)
Согласно п.19 Правил проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу п.8 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями.
Судом установлено и не оспаривается административным органом, что производственный контроль качества питьевой воды МКП «Горводоканал» осуществляется на базе аккредитованной испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», в том числе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах». То обстоятельство, что наряду с указанным контролем, соответствующим требованиям закона, часть лабораторных исследований питьевой воды предприятие проводит на базе неаккредитованной в установленном порядке химико-бактериологической лаборатории МКП «Горводоканал», не свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом вышеизложенных требований и об отсутствии такого контроля.
При таких обстоятельствах судья считает необходимым исключить из протокола об административном правонарушении указание о нарушении предприятием положений п.19 Правил и п.8 приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой через распределительную сеть потребителям г.Костомукша.
Санкция ст. 6.5 КоАП РФ в качестве наказания для юридических лиц предусматривает штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, судья не находит.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, характер, тяжесть и общественную опасность совершенного правонарушения, прихожу к выводу о назначении МКП «Горводоканал КГО» административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, что будет отвечать целям назначения наказания, предусмотренным ст.3.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, указанный в ст.4.5 КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь стст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие «Горводоканал Костомукшского городского округа» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, лицевой счет 04061788030), ОКТМО 86706000, ИНН 1001048857, КПП 100101001, единый казначейский счет 40102810945370000073, казначейский счет для учета и распределения поступлений 03100643000000010600, Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия//УФК по Республике Карелия г.Петрозаводск, БИК 018602104, КБК 14111601061010003140, УИН №
Копию постановления направить в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия напрямую либо через Костомукшский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая д.26).
Судья М.Г. Сахошко
дело №5-596/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Костомукша 29 июля 2021 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Сахошко М.Г., с участием защитника ФИО2, действующего на основании доверенности от 21.01.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа», ОГРН 1111031000640 от 07.09.2011, ИНН 1004016074, местонахождение: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в порядке ст.23.1 КоАП РФ направлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» (далее - МКП «Горводоканал КГО»), согласно которому по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз качества питьевой воды (экспертные заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» за №№ № от 19.04.2021, протоколы лабораторных исследований АИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» филиал №2 в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском, Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах №№ № от 09.04.2021, протоколы лабораторных исследований АИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» №№ от 14.04.2021, №№ № от 12.04.2021) пробы питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранные:
-7 апреля 2021 года, в 18 часов 15 минут, перед подачей в распределительную сеть <адрес> на водоочистных сооружениях МКП «Горводоканал КГО» по адресу: <адрес>;
-7 апреля 2021 года, в 18 часов 35 минут, в распределительной сети <адрес> по адресу: <адрес>
-7 апреля 2021 года, в 19 часов 8 минут, в распределительной сети <адрес> по адресу: <адрес>;
-7 апреля 2021 года, в 19 часов 28 минут, в распределительной сети <адрес> по адресу: <адрес>,
не соответствуют требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 и главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий и хлороформ (трихлорметан)). Кроме того, 29 апреля 2021 года установлено, что в нарушение п.78 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 МКП «Горводоканал КГО» не проинформировало территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия о результатах лабораторных исследований проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть г.Костомукша, проведенных АИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в рамках проведения предприятием производственного контроля (протоколы №/С от 22.03.2021 и №/с от 26.04.2021), которые не соответствовали гигиеническим нормативам.
Таким образом, МКП «Горводоканал КГО» допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Действия МКП «Горводоканал КГО» квалифицированы как шесть административных правонарушений, предусмотренных ст.6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ФИО2, действующий в интересах привлекаемого юридического лица, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения и пояснил, что нормативы содержания в питьевой воде химических веществ - алюминия и хлороформа (трихлорметана) изменились только с 01.03.2021 в связи с введением СанПиН 1.2.3685-21. До указанного времени качество подаваемой потребителям воды соответствовало действовавшим на тот период времени СанПиН 2.1.4.1074-01. Указал, что вопросами снижения количества химических веществ в питьевой воде и достижения нормативов качества воды предприятие занимается на постоянной основе, в настоящее время заключен договор с ООО <данные изъяты> на установку необходимого оборудования. Устранение выявленных нарушений требует времени и больших затрат, в связи с чем внесены изменения в инвестиционную программу предприятия на 2021 год. Также обратил внимание, что согласно п.6 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» срок реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями определен в течение периода, не превышающего 7 лет с начала реализации. Отметил, что обязанности по подготовке и очистке питьевой воды возложены на созданную в составе предприятия эколого-технологическую службу, и ответственность за подачу потребителям питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин, несет главный технолог службы. Полагал, что протоколы лабораторных исследований проб питьевой воды вызывают сомнение, поскольку во всех протоколах показатели содержания хлороформа в пробах являются идентичными, несмотря на их отбор в различных местах города. Также указал, что предприятие проводит ежедневный контроль качества питьевой воды в собственной неаккредитованной лаборатории для личных нужд, и данный факт не свидетельствует о нарушении МКП «Горводоканал КГО» требований СанПиН, поскольку, помимо этого, производственный контроль качества питьевой воды предприятием осуществляется на базе аккредитованной испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия». Кроме того, считал, что не предоставление юридическим лицом в орган Роспотребнадзора информации о превышении гигиенических нормативов качества питьевой воды по результатам исследования ее проб не образует состав правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ. С учетом принимаемых предприятием мер к соблюдению гигиенических нормативов питьевой воды и непродолжительного периода времени, прошедшего с начала действия новых СанПиН, полагал, что у МКП «Горводоканал КГО» не имелось объективной возможности изменить технологию водоподготовки в короткие сроки.
Представитель административного органа - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ с позиции соблюдения требований закона при их получении, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно положениям ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу требований ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона.
Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению изложены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №3 от 28.01.2021.
В соответствии с п.75 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В силу п.8 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями.
Согласно п.78 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также нормативы предельно-допустимых концентраций химических веществ в воде питьевой системы централизованного водоснабжения установлены СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №2 от 28.01.2021.
Нормативы предельно-допустимых концентраций химических веществ в воде питьевой системы централизованного водоснабжения составляют: алюминий - 0,2 мг/дм3, хлороформ (трихлорметан) - 0,06 мг/дм3 (пп.41 и 1252 таблицы 3.13 главы III СанПиН 1.2.3685-21).
Как следует из материалов дела, на основании изучения протокола лабораторных исследований водопроводной воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия»» № от 05.03.2021, пробы которой были отобраны в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, выполненных в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга согласно приказу Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2021 год» и выявивших несоответствие отобранной пробы воды требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим показателям, превышение показателей трихлорметана (хлороформа), уполномоченным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении в отношении МКП «Горводоканал КГО» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
5 апреля 2021 года определением должностного лица назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть <адрес> на водоочистных сооружениях МКП «Горводоканал КГО», расположенных по адресу: <адрес>, и в распределительной водопроводной сети <адрес> по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>. 7 апреля 2021 года по указанным адресам проведен забор проб в присутствии представителя МКП «Горводоканал КГО», что подтверждается копиями протоколов о взятии проб и образцов.
Согласно экспертному заключению № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной перед распределением в распределительную сеть <адрес> на МКП «Горводоканал КГО» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,42±0,07 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
В соответствии с экспертным заключением № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,37±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
Как следует из экспертного заключения № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной на <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,28±0,05 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
Согласно экспертному заключению № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,31±0,05 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
В соответствии с экспертным заключением № от 19.04.2021 проба холодной воды централизованного водоснабжения, отобранной по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям главы IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию химических веществ (алюминий - 0,27±0,04 мг/дм^3, ПДК - не более 0,2 мг/дм^3, хлороформ (трихлорметан) - 0,31±0,06 мг/дм^3, ПДК - не более 0,06 мг/дм^3).
Также установлено, что по результатам лабораторных исследований в рамках производственного контроля качества питьевой воды МКП «Горводоканал» в предусмотренный п.78 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 срок не проинформировало территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия о превышении гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям в отобранных пробах питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть, а именно по содержанию химических веществ (хлороформ (трихлорметан) - 0,30±0,06 мг/дм^3 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и хлороформ (трихлорметан) - 0,235±0,049 мг/дм^3 (протокол №/с от 26.04.2021).
В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде 13 мая 2021 года в отношении МКП «Горводоканал КГО», являющегося гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г.Костомукша и осуществляющего водоснабжение потребителей данного муниципального образования холодной питьевой водой, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ.
Факт несоответствия питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 и вина МКП «Горводоканал КГО» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 13.05.2021, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.03.2021, протоколом лабораторных исследований №/Г от 05.03.202, протоколами о взятии проб и образцов от 07.04.2021 года, протоколами лабораторных исследований №№ № от 09.04.2021, №/Г от 14.04.2021, №№ № от 12.04.2021, экспертными заключениями №№ № от 19.04.2021, уставом МКП «Горводоканал КГО», распоряжением Главы администрации Костомукшского городского округа от 27.11.2013 № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКП «Горводоканал КГО», постановлением Главы администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № о наделении МКП «Горводоканал КГО» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение,выпиской из ЕГРЮЛ, а также другими материалами дела.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Устава МКП «Горводоканал КГО» создано с целью поставки коммунальных ресурсов и осуществляет функции, в том числе по сбору, очистке и распределению воды. Согласно п.1 единого договора № от ДД.ММ.ГГГГ холодного водоснабжения и водоотведения МКП «Горводоканал КГО» обязуется подавать потребителям через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
Оснований не доверять собранным должностным лицом доказательствам и ставить под сомнение факты, установленные им и указанные в исследованных документах, не имеется.
Протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ соответствует требованиям ч.2 ст.28.1 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, в связи с чем он признается допустимым доказательством по делу.
Вышеуказанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины МКП «Горводоканал КГО» в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что приведенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушения требований СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 посягают на одни и те же охраняемые государством общественные отношения, связаны с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выявлены в результате аналогичных проверочных мероприятий в рамках административного расследования, осуществленных одним должностным лицом и в отношении одного юридического лица 7 апреля и 29 апреля 2021 года, то есть в течение короткого промежутка времени - одного месяца, судья приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Горводоканал КГО» одного состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Вопреки доводам защитника оснований не доверять результатам проведенных по настоящему делу лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных 7 апреля 2021 года, не имеется, поскольку они проведены уполномоченными на то должностными лицами аккредитованной испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» с применением нескольких средств измерений, имеющих действующие свидетельства о поверке.
Ссылку защитника на положения ст.23 Федерального закона № 416 «О водоснабжении и водоотведении», допускающих несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, в пределах, определенных планом реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, на срок не более 7 лет, судья находит неубедительной, поскольку в соответствии с разъяснениями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, данными в письме от 15.03.2021 № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21», вышеуказанный срок установлен для отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды по органолептическим показателям. Вместе с тем, превышение в питьевой воде химических показателей (алюминий и хлороформ (трихлорметан)), которое допущено МКП «Горводоканал КГО», влияет на ее безопасность, а отступление от показателей безопасности питьевой воды недопустимо в силу требований закона.
Утверждения защитника о том, что ответственность за качество поставляемой в распределительную сеть питьевой воды несет главный технолог эколого-технической службы предприятия, и данное обстоятельство исключает вину юридического лица, являются несостоятельными.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Данные разъяснения, с учетом нормы ч.3 ст.2.1 КоАП РФ прямо указывают, что наличие вины должностного лица не исключает вину юридического лица и возможность его привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что информирование территориального органа Роспотребнадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети», предусмотрено нормами СанПиН 2.1.3684-21, содержащими требования к питьевому водоснабжению, уклонение от такого информирования организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения и обеспечивающей население питьевой водой, является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ. Доводы защитника о том, что неисполнение указанного требования не относится к объективной стороне данного правонарушения, основаны на неверном толковании закона.
Принимая во внимание представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу, что МКП «Горводоканал КГО» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеющиеся в материалах дела сведения о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на приведение соответствия качества питьевой воды действующим требованиям, свидетельствуют об осуществлении предприятием этих мер уже после выявленных в апреле 2021 года территориальным органом Роспотребнадзора вышеприведенных нарушений и не подтверждает факт проведения аналогичных мероприятий МУП «Горводоканал» с 28 января 2021 года, то есть с момента принятия СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, введенных в действие с 1 марта 2021 года, а также в предыдущие периоды.
Доводы защитника относительно невозможности привести качество питьевой воды в соответствие с вновь установленными санитарными правилами в короткие сроки, поскольку изменение технологии водоподготовки требует времени и больших затрат, не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого деяния, так как обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды в силу прямого указания законодателя возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов.
При этом суд учитывает, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 №75 с 15.12.2007 введены в действие гигиенические нормативы ГН 2.1.5.2280-07 «Дополнения и изменения № 1 к гигиеническим нормативам «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03», которые установили предельно допустимую концентрацию хлороформа в питьевой воде в значении - не более 0,06 мг/л.
В санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация хлороформа в питьевой воде установлена в значении - не более 0,06 мг/л.
Таким образом, предельно допустимая концентрация хлороформа в питьевой воде, указанная в СанПиН 1.2.3685-21, определена в соответствии с ГН 2.1.5.2280-07, действовавшим с 2007 года.
Предприятием не представлено доказательств невозможности соблюдения им требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Доводы защитника о невиновности юридического лица в совершении правонарушения судья расценивает как способ защиты, обусловленный желанием избежать административной ответственности.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не усматриваю, поскольку невыполнение вышеприведенных санитарно-эпидемиологических требований ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Вместе с тем, судья полагает, что должностным лицом административного органа нарушение МКП «Горводоканал КГО» требований п.8 приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 и п.19 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 №10, инкриминировано необоснованно.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - Правила)
Согласно п.19 Правил проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу п.8 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21 производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями.
Судом установлено и не оспаривается административным органом, что производственный контроль качества питьевой воды МКП «Горводоканал» осуществляется на базе аккредитованной испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», в том числе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах». То обстоятельство, что наряду с указанным контролем, соответствующим требованиям закона, часть лабораторных исследований питьевой воды предприятие проводит на базе неаккредитованной в установленном порядке химико-бактериологической лаборатории МКП «Горводоканал», не свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом вышеизложенных требований и об отсутствии такого контроля.
При таких обстоятельствах судья считает необходимым исключить из протокола об административном правонарушении указание о нарушении предприятием положений п.19 Правил и п.8 приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой через распределительную сеть потребителям г.Костомукша.
Санкция ст. 6.5 КоАП РФ в качестве наказания для юридических лиц предусматривает штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, судья не находит.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, характер, тяжесть и общественную опасность совершенного правонарушения, прихожу к выводу о назначении МКП «Горводоканал КГО» административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, что будет отвечать целям назначения наказания, предусмотренным ст.3.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, указанный в ст.4.5 КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь стст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие «Горводоканал Костомукшского городского округа» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, лицевой счет 04061788030), ОКТМО 86706000, ИНН 1001048857, КПП 100101001, единый казначейский счет 40102810945370000073, казначейский счет для учета и распределения поступлений 03100643000000010600, Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия//УФК по Республике Карелия г.Петрозаводск, БИК 018602104, КБК 14111601061010003140, УИН №
Копию постановления направить в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия напрямую либо через Костомукшский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая д.26).
Судья М.Г. Сахошко