Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тайшет 01 октября 2021 года
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Зароченцевой Н.В., при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А., с участием прокурора Пыткиной Н.О., административного ответчика Романова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1704/2021 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по <адрес> к Романову Сергею Владимировичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Романову Сергею Владимировичу об установлении административного надзора, указав в его обоснование, что Романов С.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом <адрес> по ст. 158 ч. 2 п. 2 «в» УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания, назначенный приговором Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что осужденный Романов С.В. осужден за преступление совершенное в период установленного административного надзора, административный истец просил суд установить в отношении данного осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор на срок до погашения судимости и административные ограничения при освобождении по отбытии срока наказания, а именно: обязать являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время - с 22.00 до 06.00 часов; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить выезд за установленные предела территории; запретить пребывание в определенных местах.
В судебном заседании административный ответчик Романов С.В. требования административного искового заявления не признал.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, судом их явка обязательной не была признана, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав Романова С.В., заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое административное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ судом устанавливается административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В статье 2 Закона N 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы, факт совершения преступления в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Закона N 64-ФЗ.
Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен административный надзор, на срок предусмотренный законодательством для погашения судимости, 8 лет, в связи с совершением по приговору Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ преступления предусмотренного п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу. Датой освобождения указано ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из решения Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - Емельяновским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Романова С.В. установлен административный надзор на срок 08 лет, поскольку приговором Назаровского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в действиях административного ответчика установлено отягчающее наказание обстоятельство - опасный рецидив преступлений, срок надзора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Романов С.В. признан виновным по п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 01 год 09 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Дата освобождения указана ДД.ММ.ГГГГ.
После чего Романов С.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом <адрес> по ст. 158 ч.2 п. 2 «в» УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Отягчающим обстоятельством учтен рецидив преступлений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор прекращается осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
Таким образом, административный надзор, установленный в отношении Романова С.В. решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращен в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
Из характеристики на Романова С.В. выданной начальником отряда следует, что осужденный характеризуется отрицательно, допускает нарушения, имеет взыскания, в отношении него целесообразно установить административный надзор.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Романова С.В., последний за период отбывания наказания поощрений не имеет, имеет 2 взыскания.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему. Согласно материалов административного дела Романов С.В. совершил преступление средней тяжести в период нахождения под административным надзором, имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, где сроком погашения судимости является ДД.ММ.ГГГГ, за совершение преступления средней тяжести по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ, где сроком погашения судимости является ДД.ММ.ГГГГ.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод Романова С.В. предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Таким образом, в отношении Романова С.В. подлежит установлению административный надзор в силу императивных указаний части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ.
Рассматривая вопрос о сроке административного надзора, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Положениями частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре установлено, что назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть первая статьи 5 Закона, статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть первая статьи 5 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 173 УИК РФ осужденные к принудительным работам, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.
Согласно ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 158 УК РФ относится к категории тяжких, ч. 2 ст. 158 УК РФ относится к категории средней тяжести.
В силу ст. 86 УК РФ срок погашения судимости за совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ составляет 8 лет, ч. 2 ст. 158 УК РФ составляет 3 года.
Следовательно,
- судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ за преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, по которому Романов С.В. освободился ДД.ММ.ГГГГ, погашается ДД.ММ.ГГГГ,
-судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ за преступление, предусмотренное п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, по которому Романов С.В. освободился ДД.ММ.ГГГГ, погашается ДД.ММ.ГГГГ.
-судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ за преступление, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, по которому Романов С.В. освобождается ДД.ММ.ГГГГ (как следует из административного искового заявления), погашается по истечении 3 лет (ДД.ММ.ГГГГ).
В данном случае административный надзор подлежит установлению исходя из наличия непогашенной судимости по приговору от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре.
С учетом положений пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре, разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор в отношении Романова С.В. устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, поскольку судимости по приговорам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ погашаются соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а срок административного надзора не может превышать срока погашения судимости.
Из системного толкования положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (ст. ст. 1, 3, 5) в совокупности с ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что административный надзор не может осуществляться после погашения судимости, в связи с чем срок административного надзора в отношении конкретно лица не может выходить за ту дату, когда погашается судимость.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, исходит из положений ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, которая содержит перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона), запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона). Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
- обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре);
- запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре);
- запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Оценивая материалы административного дела, суд при выборе административных ограничений, учитывает следующее.
С учетом данных о личности Романова С.В., в отношении Романова С.В. ранее устанавливался административный надзор, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, отсутствия регистрации, после освобождения административный ответчик намерен проживать в <адрес>, суд считает целесообразным установить в отношении Романов С.В. административные ограничения, в виде: запретить выезд за пределы городского округа <адрес>; запретить посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Согласно разъяснениям, данными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 597-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Кроме того, административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Применение административного надзора обусловлено освобождением лица из мест лишения свободы за совершение в период нахождения под административным надзором и более ранним погашением судимостей по приговорам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Установление в отношении Романов С.В. данных административных ограничений отвечает целям, декларируемым Федеральным законом, и может обеспечить индивидуальное профилактическое воздействие данных ограничений в течение установленного судом срока административного надзора.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в силу закона, при этом учитывая данные о личности Романова С.В., суд считает правильным установления периодичности явки на регистрацию три раза в месяц.
Необходимость установления иных ограничений, обстоятельствами по делу не подтверждена, оснований для установления таких ограничений не имеется.
Установленные в отношении Романов С.В. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Установленные судом виды ограничений не допускают несоразмерного ограничений права поднадзорного лица на труд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по <адрес> к Романову С.В. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Романова Сергея Владимировича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и установить административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за пределы городского округа <адрес> края.
- запретить посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять Романову С.В. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.В. Зароченцева