Решение по делу № 33-504/2023 от 17.05.2023

Председательствующий – Ередеева А.В. Дело №33-504/2023

номер производства в суде первой инстанции 2-30/2023

УИД 02RS0003-01-2022-002547-08

строка статистической отчетности 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Плотниковой М.В., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Васильевой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО «Майминский район» ФИО1 на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 10 марта 2023 года, которым

административное исковое заявление прокурора Майминского района Республики Алтай удовлетворено.

На администрацию МО «Майминского района» возложена обязанность восстановить ФИО2, <дата> года рождения, в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, из расчета состава ее семьи в количестве одного человека.

Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Майминского района Республики Алтай, действуя в интересах ФИО2, с учетом уточненного искового заявления, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Майминский район» о возложении обязанности восстановить ФИО2 в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера, составом семьи один человек. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной по обращению ФИО2 проверки в деятельности администрации МО «Майминский район» выявлены нарушения, связанные с неправомерным исключением ее из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Основанием для исключения ФИО2 из списка послужило наличие у ее сына ФИО3 в собственности земельного участка, однако, ФИО2 с сыном не проживает. Действия ответчика полагает незаконным.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме просит представитель Администрации МО «Майминский район» ФИО1 В обоснование доводов жалобы указывает, что на протяжении всего периода участия в ведомственной программе ФИО2 в своих заявлениях указывала в качестве члена сына ФИО3, изменений в количество членов семьи ФИО2 при ежегодной подаче заявлений не вносила. Факт предоставления гражданину, члену его семьи земельного участка за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под строительство жилого дома, является правовым препятствием для получения жилищной субсидии, независимо от даты принятия семьи истца на учет. На момент получения уведомления об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата ФИО2 не соответствовала критериям, предъявляемым к гражданам, которые имеют право на получение социальных выплат для получения жилья и право на получение государственного жилищного сертификата.

В письменных возражениях помощник прокурора Майминского района Республики Алтай ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

07.06.2023 года судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации МО «Майминский район» ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы, процессуальный истец прокурор ФИО8, материальный истец ФИО2 возражали относительно доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших относительно нее возражений, выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом 21.09.2009 года ФИО2 обратилась в администрацию МО «Майминский район» с заявлением о постановке в очереди по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что в соответствии с Федеральным законом № 125 от 25.10.2002 года относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности, «пенсионеры». В составе семьи указала сына – ФИО3, в качестве места проживания указала адрес: <адрес>, <адрес>.

05.10.2009 года постановлением Администрации МО «Майминский район» № 1863 признана и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях ФИО2 по списку граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей, составом семьи 1 человек. При рассмотрении дела представитель администрации ФИО7 пояснил, что содержание постановления свидетельствует о том, что ФИО2 поставлена на учет с учетом одного члена семьи - сына ФИО3 Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами при рассмотрении дела.

01.03.2022 года распоряжением Администрации МО «Майминский район» исключена из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710, по категории: граждане, выехавшие из районов крайнего Севера», ФИО2, зарегистрированная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, составом семьи 2 человека.

ФИО2 исключена из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710, по категории граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, по основанию, предусмотренному п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879.

Из представленных в материалы дела документов следует, что члену семьи ФИО2ФИО3 предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Так, 12.10.2016 года Распоряжением Администрации Манжерокского сельского поселения ФИО3, ФИО9 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 978 кв.м., с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, на основании ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года №68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

Право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 08.11.2016 года, прекращено в связи с его продажей.

Разрешая спор, суд первой инстанции ссылался на положения Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также на Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года №879, исходил из того, что приобретение гражданином в собственность земельного участка и его последующее отчуждение не является основанием для исключения его из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Суд указал, что семья истца могла быть исключена из указанного списка лишь в том случае, когда была обеспечена жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений. Приобретение сыном истца собственности на земельный участок, находящийся за пределами упомянутых выше районов и местностей, и последующая реализация этой собственности не могли служить основанием для исключения семьи ФИО2 из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а кроме того при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, в редакции на момент принятия постановления об исключении ФИО2 из соответствующих списков, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

- гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 ЖК РФ;

- гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, и (или) члены его семьи, которые:

- не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;

- являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

- жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;

- бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 228-ФЗ действие положений ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Согласно пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится со ст. 40 (ч.3) Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию закрепленного в ее ст. 19 принципа равенства (определения от 28.06.2018 года № 1578-О, от 20.07.2021 года № 586-О, от 26.10.2021 года № 2222-О, от 24.02.2022 года № 325-О, от 21.07.2022 года № 1939-О и др.).

Как указано выше, члену семьи ФИО2ФИО3 предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 978 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании Распоряжения Администрации Манжерокского сельского поселения № 169-р.

Следовательно, ФИО2 в связи с предоставлением члену ее семьи земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома, утратила право состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

При этом из материалов дела следует, что ФИО2, как основной участник программы, добровольно реализовала свое право на обращение с заявлением о постановке на соответствующий учет составом семьи два человека: ФИО2, ФИО3 (сын), с заявлением, в котором выразила бы волю на исключение из состава своей семьи сына ФИО3 в администрацию МО «Майминский район» не обращалась.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, член семьи ФИО2ФИО3 зарегистрирован по тому же адресу.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником жилого помещения – квартиры, площадью 25,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, является ФИО10 (ранее ФИО14), приходящаяся дочерью ФИО2

Исходя из положений ч. 1 ст. 671, 678, ч. 3 ст. 682 ГК РФ, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, правоотношения по найму жилого помещения, в силу закона подразумевают платность.

Сведений о предоставлении указанного помещения ФИО10 ФИО2 на условиях платной, материалы дела не содержат, при таких обстоятельствах, у судебной коллегии имеются основания полагать о возникновении у ФИО2 права безвозмездного пользования этим жилым помещением. Нуждаемость ФИО2 в улучшении жилищных условий как в период нахождения на учете, так и в настоящее время не подтверждается.

Вопреки доводам стороны истца, статьей 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ установлено, что действие положений ст. 1 закона (в действующей редакции данного закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона от 20.07.2020 года № 228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, независимо от даты принятия семьи истца на учет, требованиям ст. 1 Закона в действующей редакции она не соответствовала.

С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, как следствие, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 10 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении искового заявления Прокурора Майминского района Республики Алтай, действующего в интересах ФИО2, к Администрации Муниципального образования «Майминский район» о возложении обязанности восстановить ФИО2 в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера из расчета состава семьи один человек.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья - С.Н. Чертков

Судьи - М.В. Плотникова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.07.2023 года.

Председательствующий – Ередеева А.В. Дело №33-504/2023

номер производства в суде первой инстанции 2-30/2023

УИД 02RS0003-01-2022-002547-08

строка статистической отчетности 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Плотниковой М.В., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Васильевой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО «Майминский район» ФИО1 на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 10 марта 2023 года, которым

административное исковое заявление прокурора Майминского района Республики Алтай удовлетворено.

На администрацию МО «Майминского района» возложена обязанность восстановить ФИО2, <дата> года рождения, в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, из расчета состава ее семьи в количестве одного человека.

Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Майминского района Республики Алтай, действуя в интересах ФИО2, с учетом уточненного искового заявления, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Майминский район» о возложении обязанности восстановить ФИО2 в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера, составом семьи один человек. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной по обращению ФИО2 проверки в деятельности администрации МО «Майминский район» выявлены нарушения, связанные с неправомерным исключением ее из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Основанием для исключения ФИО2 из списка послужило наличие у ее сына ФИО3 в собственности земельного участка, однако, ФИО2 с сыном не проживает. Действия ответчика полагает незаконным.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме просит представитель Администрации МО «Майминский район» ФИО1 В обоснование доводов жалобы указывает, что на протяжении всего периода участия в ведомственной программе ФИО2 в своих заявлениях указывала в качестве члена сына ФИО3, изменений в количество членов семьи ФИО2 при ежегодной подаче заявлений не вносила. Факт предоставления гражданину, члену его семьи земельного участка за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под строительство жилого дома, является правовым препятствием для получения жилищной субсидии, независимо от даты принятия семьи истца на учет. На момент получения уведомления об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата ФИО2 не соответствовала критериям, предъявляемым к гражданам, которые имеют право на получение социальных выплат для получения жилья и право на получение государственного жилищного сертификата.

В письменных возражениях помощник прокурора Майминского района Республики Алтай ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

07.06.2023 года судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации МО «Майминский район» ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы, процессуальный истец прокурор ФИО8, материальный истец ФИО2 возражали относительно доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших относительно нее возражений, выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом 21.09.2009 года ФИО2 обратилась в администрацию МО «Майминский район» с заявлением о постановке в очереди по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что в соответствии с Федеральным законом № 125 от 25.10.2002 года относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности, «пенсионеры». В составе семьи указала сына – ФИО3, в качестве места проживания указала адрес: <адрес>, <адрес>.

05.10.2009 года постановлением Администрации МО «Майминский район» № 1863 признана и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях ФИО2 по списку граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей, составом семьи 1 человек. При рассмотрении дела представитель администрации ФИО7 пояснил, что содержание постановления свидетельствует о том, что ФИО2 поставлена на учет с учетом одного члена семьи - сына ФИО3 Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами при рассмотрении дела.

01.03.2022 года распоряжением Администрации МО «Майминский район» исключена из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710, по категории: граждане, выехавшие из районов крайнего Севера», ФИО2, зарегистрированная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, составом семьи 2 человека.

ФИО2 исключена из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710, по категории граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, по основанию, предусмотренному п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879.

Из представленных в материалы дела документов следует, что члену семьи ФИО2ФИО3 предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Так, 12.10.2016 года Распоряжением Администрации Манжерокского сельского поселения ФИО3, ФИО9 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 978 кв.м., с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, на основании ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года №68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

Право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 08.11.2016 года, прекращено в связи с его продажей.

Разрешая спор, суд первой инстанции ссылался на положения Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также на Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года №879, исходил из того, что приобретение гражданином в собственность земельного участка и его последующее отчуждение не является основанием для исключения его из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Суд указал, что семья истца могла быть исключена из указанного списка лишь в том случае, когда была обеспечена жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений. Приобретение сыном истца собственности на земельный участок, находящийся за пределами упомянутых выше районов и местностей, и последующая реализация этой собственности не могли служить основанием для исключения семьи ФИО2 из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а кроме того при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, в редакции на момент принятия постановления об исключении ФИО2 из соответствующих списков, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

- гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 ЖК РФ;

- гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, и (или) члены его семьи, которые:

- не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;

- являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

- жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;

- бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 228-ФЗ действие положений ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Согласно пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится со ст. 40 (ч.3) Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию закрепленного в ее ст. 19 принципа равенства (определения от 28.06.2018 года № 1578-О, от 20.07.2021 года № 586-О, от 26.10.2021 года № 2222-О, от 24.02.2022 года № 325-О, от 21.07.2022 года № 1939-О и др.).

Как указано выше, члену семьи ФИО2ФИО3 предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 978 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании Распоряжения Администрации Манжерокского сельского поселения № 169-р.

Следовательно, ФИО2 в связи с предоставлением члену ее семьи земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома, утратила право состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

При этом из материалов дела следует, что ФИО2, как основной участник программы, добровольно реализовала свое право на обращение с заявлением о постановке на соответствующий учет составом семьи два человека: ФИО2, ФИО3 (сын), с заявлением, в котором выразила бы волю на исключение из состава своей семьи сына ФИО3 в администрацию МО «Майминский район» не обращалась.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, член семьи ФИО2ФИО3 зарегистрирован по тому же адресу.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником жилого помещения – квартиры, площадью 25,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, является ФИО10 (ранее ФИО14), приходящаяся дочерью ФИО2

Исходя из положений ч. 1 ст. 671, 678, ч. 3 ст. 682 ГК РФ, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, правоотношения по найму жилого помещения, в силу закона подразумевают платность.

Сведений о предоставлении указанного помещения ФИО10 ФИО2 на условиях платной, материалы дела не содержат, при таких обстоятельствах, у судебной коллегии имеются основания полагать о возникновении у ФИО2 права безвозмездного пользования этим жилым помещением. Нуждаемость ФИО2 в улучшении жилищных условий как в период нахождения на учете, так и в настоящее время не подтверждается.

Вопреки доводам стороны истца, статьей 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ установлено, что действие положений ст. 1 закона (в действующей редакции данного закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона от 20.07.2020 года № 228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, независимо от даты принятия семьи истца на учет, требованиям ст. 1 Закона в действующей редакции она не соответствовала.

С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, как следствие, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 10 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении искового заявления Прокурора Майминского района Республики Алтай, действующего в интересах ФИО2, к Администрации Муниципального образования «Майминский район» о возложении обязанности восстановить ФИО2 в списке лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера из расчета состава семьи один человек.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья - С.Н. Чертков

Судьи - М.В. Плотникова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.07.2023 года.

33-504/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Замятина Антонина Афанастевна
Прокурор Майминского района
Ответчики
администрация МО Майминский район"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Ередеева Алена Васильевна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
17.05.2023Передача дела судье
07.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
28.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее