Дело № 2-1318/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонтьевой А.Н. к УПФР (гу) в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным и отмене его решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
установил:
Решением УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР (далее - Управление) Леонтьевой А.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Этим же решением Леонтьевой А.Н. отказано во включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующего Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего В. фельдшерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы Леонтьевой А.Н. в должности заведующего В. фельдшерско-акушерским пунктом (далее - ФАП) - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего М. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего Н. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего А. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 03 по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего В. ФАП - фельдшером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж в календарном порядке без применения льготного исчисления стажа (один год работы в сельской местности за один год три месяца).
Не согласившись с данным решением, Леонтьева А.Н. обратилась в суд с иском к Управлению об отмене его решения в указанной части, обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы в должности заведующего фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), периоды нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности заведующей фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, применить к периодам работы заведующей ФАП- фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление стажа (один год работы в сельской местности за один год три месяца) и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивировала тем, что в периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации работодателем уплачивались страховые взносы и в силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» такие периоды относятся к иной деятельности и включаются в страховой и специальный стаж. В спорные периоды работы в должности заведующего фельдшерским пунктом она руководствовалась должностной инструкцией среднего медицинского и фармацевтического персонала, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении. Также считает, что указанные спорные периоды работы следует исчислять из расчета один календарный год работы за один год и три месяца в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в декретном отпуске в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно законодательным актам отпуск по уходу за ребенком засчитывался в специальный стаж до 6 октября 1992 года. На момент нахождения в декретных отпусках и в отпусках по уходу за ребенком периоды ее работы по специальности исчислялись льготно, в связи с чем считает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца). Также просила взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы, связанные с составлением юристом искового заявления, в размере № рублей, ипо уплате госпошлины в размере № рублей.
В судебном заседании истец Леонтьева А.Н. вышеуказанные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР П., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, в разделе «Наименование должностей» поименованы должности «заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра».
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №516).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления выслуги лет указанной категории лиц до введения в действие нового правового регулирования.
Так до 1 ноября 1999 года применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года; к периодам работы после 1 ноября 1999 года применялись Список, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые по желанию гражданина могли также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года.
В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца.
До 01 ноября 1999 года не имело значения, полный ли день в течение рабочего дня работник здравоохранения занимался лечебной деятельностью.
Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы в целях назначения пенсии по выслуге лет после 01 ноября 1999 года.
При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год работы за 1 год и 3 месяца) стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже.
Поскольку в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, суд считает, что следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра).
В связи с тем, что периоды работы истца заведующим фельдшерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относятся к периодам до 01 ноября 1999 года, то юридически значимым обстоятельством при разрешении исковых требований в указанной части является факт занятия Леонтьевой А.Н. должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждений любой формы собственности, расположенном в сельской местности.
Согласно записям в трудовых книжках истца Леонтьевой А.Н. (до вступления в брак - Т.) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности заведующего Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты> (л.д. №), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующего В. фельдшерским пунктом <данные изъяты> (л.д. №), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующего В. фельдшерско-акушерским пунктом <данные изъяты> (л.д. №), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующего-фельдшера А. фельдшерско-акушерским пунктом в указанной больнице (л.д. №), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в той же больнице в должности заведующего - фельдшера В. фельдшерско-акушерским пунктом.
Работа истца в указанных должностях в <данные изъяты>, расположенной в сельской местности, что не оспаривается ответчиком, подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданной работодателем (л.д. №).
<данные изъяты>, где проходила трудовая деятельность истца в спорные периоды, меняла свое наименование. Так с ДД.ММ.ГГГГ больница была переименована в <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ переименована в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в <данные изъяты> (л.д. №).
Действующим в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом законодательством было предусмотрено создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских пунктов. Так, Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года № 566 (утратил силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21.03.2003 года №118) было утверждено «Положение о фельдшерско-акушерском пункте» (приложение №1 к приказу), согласно которому фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Н. фельдшерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей В. фельдшерским пунктом она, помимо организационных функций, выполняла также следующие обязанности: оказывала лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую помощь населению, первую неотложную медицинскую помощь, выполняла врачебные назначения, устанавливала диагнозы, назначала и проводила лечение; осуществляла текущий санитарный надзор, организовывала и проводила противоэпидемические мероприятия, организовывала и проводила профосмотры населения; проводила санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
Выполняемые в спорный период истцом должностные обязанности соответствуют обязанностям заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, обозначенные в «Положении о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере», утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года №566, а также должностным обязанностям фельдшера, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года № 18247), что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, согласно которым заведующий фельдшерско-акушерским пунктом одновременно является фельдшером, акушеркой либо медицинской сестрой.
В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего фельдшерским пунктом она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Леонтьева А.Н. (до вступления в брак - Т.), что подтверждается сохранившимися в архиве <данные изъяты> штатными расписаниями медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ году во В. фельдшерско-акушерском пункте предусмотрена должность: заведующий-фельдшер и санитарка (в отдельные годы).
В сохранившихся в настоящее время в архиве <данные изъяты> тарификационных списках должность истца в ДД.ММ.ГГГГ году указана заведующая Н. ФАП, в ДД.ММ.ГГГГ годах - заведующая В. ФАП.
То обстоятельство, что должность заведующего фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям.
В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей здравпунктом - фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года № 1104 фельдшера - заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к средним медицинским работникам.
Должность фельдшера, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Леонтьева А.Н., работая заведующей фельдшерским пунктом, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к среднему медицинскому персоналу.
То обстоятельство, что в спорные периоды работы Леонтьевой А.Н. последняя наряду с должностными обязанностями заведующего фельдшерским пунктом, исполняла обязанности фельдшера подтверждается также справкой работодателя - <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой по деревням и сельским местностям обязанности фельдшера по лечению и оказанию первой медицинской помощи больных проводит заведующий фельдшерским пунктом; указанная должность относится к среднему медицинскому персоналу.
Как указано выше действующие в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом нормативно-правовые акты предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем упомянутыми выше Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта.
На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в <данные изъяты> в должности заведующего фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, относящейся к среднему медицинскому персоналу, является незаконным и необоснованным.
Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа (1 год работы за 1 год 3 месяца в сельской местности) подлежит удовлетворению к спорному периоду работы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Леонтьевой А.Н. в должности заведующего фельдшерским пунктом, поскольку ее лечебная деятельность протекала на тот период в лечебно-профилактическом учреждении, расположенном в сельской местности.
Спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке, так как вся трудовая деятельность Леонтьевой А.Н. проходила в сельской местности - в <данные изъяты>), то есть истец не имела смешанного трудового стажа.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующей ФАП - фельдшера В. ФАП <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего М. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего Н. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего А. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего В. ФАП - фельдшером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного исчисления стажа, суд исходит из следующего.
После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников изменилось: оно стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Так согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
С принятием указанных Правил, если работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применялся.
Аналогичным образом решен вопрос о льготном исчислении стажа в действующем подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Леонтьевой А.Н. проходила в сельской местности - в <данные изъяты>
Таким образом, истец не имела смешанного трудового стажа, в связи с чем в соответствии с приведенными правовыми нормами пенсионного законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения, у Управления отсутствовали правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к названным периодам работы истца, поэтому они правомерно включены в специальный стаж в календарном порядке.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 годат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного исчисления стажа, суд исходит из следующего.
Нахождение истца в отпуске по беременности и родам в указанный период подтверждается выданной <данные изъяты> справкой № от ДД.ММ.ГГГГ года, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии (л.д. №), а также выпиской из книги приказов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж включаются, в том числе периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Период нахождения в отпуске по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности (ст. 255 Трудового кодекса РФ), поэтому суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца спорного периода нахождения в отпуске по беременности и родам, является незаконным и необоснованным.
Нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в должности заведующего Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается вышеназванной справкой, уточняющей периоды работы, выданной работодателем, а также выписками из книги приказов по <данные изъяты> за номерами №№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
С учетом приведенных правовых норм спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В виду того, что в указанные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, относящиеся к периодам до 01 ноября 1999 года, истец находилась в должности заведующей фельдшерским пунктом <данные изъяты>, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в лечебном учреждении, расположенном в сельской местности (Канашская центральная районная больница), эти периоды подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, как и периоды самой работы в указанной должности, с применением льготного порядка исчисления стажа (как 1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из нижеследующего.
Нахождение истца на курсах повышения квалификации подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выданной работодателем (л.д. №).
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Пункт 9 вышеназванных Правил №516 содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Период нахождения на курсах повышения в этот перечень не входит.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Исходя из разрешенных исковых требований, специальный стаж истца Леонтьевой А.Н. для назначения досрочной страховой пенсии по старости при требуемом в 25 лет на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет № месяцев, исходя из следующего расчета:
№ лет № месяцев № дней (признанный ответчиком) + № лет № месяцев № дня (периоды работы заведующей ФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № год № месяцев № день (период работы заведующей ФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении) + № год № месяцев № дней (периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № месяца № дней (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом того, что необходимый для назначения пенсии 25-летний специальный стаж истец выработала на дату обращения в Управление за назначением пенсии, право на получение пенсии по вышеназванному основанию возникает у нее с ДД.ММ.ГГГГ.
Ходатайство истца о взыскании судебных расходов суд разрешает следующим образом. В подтверждение несения судебных расходов истец представила квитанцию от ДД.ММ.ГГГГ о внесении ею в кассу Ю. № рублей за консультацию и составление искового заявления. При подаче иска в суд истец уплатила госпошлину в размере № рублей (л.д. №).
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Определяя размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика, суд принимает во внимание объем и характер оказанной истцу сотрудником юридической фирмой «Лев», а именно: в даче консультации и составлении искового заявления.
Исходя из разрешенных судом исковых требований, учитывая конкретные обстоятельства дела, сложность дела, объем и характер оказанной представителем истца юридической помощи, требование закона о разумных пределах при взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд полагает необходимым взыскать с Управления в пользу истца на оплату услуг представителя в сумме № рублей и по оплате госпошлины № рублей, всего № рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФР (гу) в г. К. и К. районе ЧР признать незаконным и отменить в части не включения в специальный стаж Леонтьевой А.Н. периодов работы в должности заведующего Н. фельдшерским пунктом К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего ВтХ. фельдшерским пунктом К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за пенсией.
Обязать УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР включить Леонтьевой А.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы заведующим В. фельдшерским пунктом К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификациис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
включить Леонтьевой А.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца) периоды работы в должности заведующего Н. фельдшерским пунктом К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего В. фельдшерским пунктом К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Леонтьевой А.Н. в части включения в специальный стаж периодов работы в должности заведующего В. фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего М. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего Н. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего А. ФАП - фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего В. ФАП - фельдшером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного исчисления как один год работы за один год и три месяца, отказать.
Взыскать с УПФР (ГУ) в г.К. и К. районе ЧР в пользу Леонтьевой А.Н. судебные расходы в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова