Судья – Арсеньева Е.И. 24.07.2024 Дело №2-348/2024-33-1175/2024
УИД 53RS0002-01-2023-003105-38
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Смирновой Л.Н.,
судей – Ящихиной В.В. и Ребровой И.В.,
при секретаре – Краснюк Н.Л.,
с участием прокурора – Жуковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июля 2024 года по докладу судьи Ребровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ГОКУ «Новгородавтодор» на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года,
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Любытинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с двумя исками к Администрации Неболчского сельского поселения о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных исковых требований указано, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации подвоза обучающихся МАОУ «Неболчская средняя школа» установлено, что места остановок школьного автобуса в д.Нижняя Лука и д.Ближнее Заполье, Неболчского сельского поселения не обеспечены навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги в соответствии с п. 10.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89»; в д.Дрегли и д.Елисеево Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района остановки школьного автобуса МАОУ «Неболчская средняя школа» не оборудованы указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по оборудованию остановочных пунктов в д.Дрегли, д.Елисеево, д. Нижняя Лука и д.Ближнее Заполье Неболчского сельского поселения Любытинского района, чем нарушаются права обучающихся образовательной организации на обеспечение надлежащего и безопасного подвоза, в том числе при ожидании школьного автобуса, что недопустимо.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 29 декабря 2023 года гражданские дела по вышеуказанным искам соединены в одно производство.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГОКУ «Новгородавтодор».
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года заявленные заместителем прокурора Любытинского района Новгородской области требования удовлетворены и постановлено:
Обязать администрацию Неболчского сельского поселения в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- обеспечить места остановки школьного автобуса МАОУ «Неболчская средняя школа» в д. Нижняя Лука, д.Ближнее Заполье Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги в соответствии с п. 10.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89».
Обязать ГОКУ «Новгородавтодор» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- принять меры по обеспечению остановки школьного автобуса МАОУ «Неболчская средняя школа» в д.Дрегли и д.Елисеево Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района, расположенных на школьных маршрутах МАОУ «Неболчская средняя школа», указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями.
В апелляционной жалобе ГОКУ «Новгородавтодор» просит решение отменить в части требований к ГОКУ «Ногвородавтодор», ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 «О Правилах дорожного движения», указывает, что указатели с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», с надписью «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, не относятся к дорожным знакам, из чего следует, что их оборудование не входит в компетенцию ГОКУ «Новгородавтодор».
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Судебной коллегией дело рассмотрено на основании ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, принимая во внимание их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, а также то обстоятельство, что ими не представлены сведения, подтверждающие уважительность причин неявки, принимая во внимание заявление ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора Жуковой Е.С., полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.34 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляется такая мера социальной поддержки, как транспортное обеспечение в соответствии со ст.40 настоящего Федерального закона.
В силу ст.40 названного закона транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных ч.2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте (ч.1).
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (ч.2).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.7 ч.1 ст.14, п.6 ч.1 ст.15, п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ вопросами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующих муниципальных образований (для муниципальных районов - между поселениями в границах муниципального района).
Кроме того, вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях также возложены п.11 ч.1 ст.15, п.13 ч.1 ст.16 того же закона на муниципальные районы, муниципальные и городские округа.
Основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций и сопровождающих лиц школьным автобусом, принадлежащим на законных основаниях образовательным организациям и использующимся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся определены в Методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2022г. №03-1255 «Методические рекомендации «Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций» (далее – Методические рекомендации), которые предусматривают принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций и по маршрутам следования школьных автобусов по автомобильным дорогам муниципальных образований к соответствию требованиям документов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из п.1.3 Методических рекомендаций следует, что к перевозкам обучающихся, в том числе, относятся: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий).
Согласно разделу 2 Методических рекомендаций под школьным автобусным маршрутом понимается организованный и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования школьного автобуса от начального пункта через промежуточные остановки школьного автобуса до образовательных организаций и обратно, по которому осуществляется перевозка обучающихся.
Пунктом 2.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
В пункте 2.6 Методических рекомендаций указано, что при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега. В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.
Остановка школьного автобуса должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с пунктом 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016.
Остановки школьного автобуса оборудуются указателями. На указателях размещается условное обозначение знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись: «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Аналогичные требования установлены в Методических рекомендациях, разработанных Минобрнауки России совместно с Минтрансом России и МВД России и направленных для исполнения письмом Минобрнауки России от 29 июля 2014г. №08-988 «О направлении методических рекомендаций» (далее Рекомендации).
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности образовательных организаций района, в ходе которой установлено, что остановки школьного автобуса в населенных пунктах д. Нижняя Лука и д.Ближнее Заполье не оборудованы навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги, а остановки школьного автобуса в д.Дрегли и д.Елисеево Неболчского сельского поселения не оборудованы указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей, что подтверждается рапортом о выявлении нарушений федерального законодательства заместителя прокурора Любытинского района от 26.12.2023 г.
Принимая во внимание, что неисполнение администрацией Неболчского сельского поселения обязанности по организации движения маршрута школьных автобусов в соответствии с вышеприведенными требованиями нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области, предъявленных к администрации Неболчского сельского поселения, и обоснованно возложил на администрацию Неболчского сельского поселения обязанность устранить допущенные нарушения в области дорожного движения.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, подробно мотивированы в постановленном решении и дополнительного обоснования судебной коллегией не требуют.
Решение суда в данной части не оспаривается.
Вместе с тем судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ГОКУ «Новгородавтодор» о необоснованности удовлетворения заявленных требований к указанному ответчику.
Поскольку, как выше указано организация школьных автобусных маршрутов для перевозки детей относится к вопросам местного значения сельского поселения, тогда как предметом деятельности ГОКУ «Новгородавтодор» является организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области, закрепленных за ним на праве оперативного управления, включая работы по обустройству участков дорог недостающими дорожными знаками. При этом указатели с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», с надписью: «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, не относятся к дорожным знакам, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 «О Правилах дорожного движения», оснований для возложения на ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» обязанности устранить допущенные нарушения в области дорожного движения, не имеется.
В этой связи обжалуемое решение Боровичского районного суда от 12 марта 2024 года в части удовлетворения требований к ГОКУ «Новгородавтодор» не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в данной части, как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГК РФ), с вынесением в данной части по делу нового решения о возложении на администрацию Неболчского сельского поселения обязанности принять меры по обеспечению остановки школьного автобуса МАОУ «Неболчская средняя школа» в д.Дрегли и д.Елисеево Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района, расположенных на школьных маршрутах МАОУ «Неболчская средняя школа», указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями.
Руководствуясь ст. ст. 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу ГОКУ «Новгородавтодор» удовлетворить.
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года в части возложения на ГОКУ «Новгопродавтодор» обязанности оборудовать места остановки школьного автобуса в населенных пунктах Неболчского сельского поселения Любытинского района отменить.
Принять в данной части новое решение, которым возложить на администрацию Неболчского сельского поселения в течение 9 месяцев принять меры по обеспечению остановки школьного автобуса МАОУ «Неболчская средняя школа» в д.Дрегли и д.Елисеево Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района, расположенных на школьных маршрутах МАОУ «Неболчская средняя школа», указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями.
В остальной части то же решение оставить без изменения.
Председательствующий Л.Н. Смирнова
Судьи В.В. Ящихина
И.В. Реброва
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.07.2024.