Решение по делу № 2-11268/2023 от 29.08.2023

Дело №2-11268/2023

03RS0003-01-2023-009536-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года                                                                          город Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Кашаповой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к АО «Башкиравтодор» об обязании разработать проект санитарно-защитных зон,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к АО «Башкиравтодор» об обязании разработать проект санитарно-защитных зон.

В обоснование иска указано, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 20.01.2023 № 5 проведена проверка исполнения АО «Башкиравтодор» природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой выявлены нарушения: 23 филиала АО «Башкиравтодор» – дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) осуществляют деятельность, связанную с загрязнением атмосферного воздуха, в отсутствие проектов санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

20 января 2023 года в адрес АО «Башкиравтодор» направлено представление, по результатам которого в прокуратуру поступила информация о согласии с доводами представления и принятии мер по разработке проектов санитарно-защитных зон для всех головных филиалов после проведений мероприятий по изменению структуры предприятия.

Согласно писем АО «Башкиравтодор» от 11.08.2023 № 67-14/4822, от 17.08.2023 № 67-14/4423 проекты санитарно-защитных зон не разработаны, их разработка требуется в отношении 14 структурных подразделений предприятия (после укрупнения филиалов).

На основании изложенного, истец просит суд обязать АО «Башкиравтодор», ОГРН 1100280001216, в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить для получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проекты санитарно-защитной зоны на следующие промышленные площадки:

    Республика Башкортостан, Бураевский район, с. Шабаево (Бураевский участок Татышлинского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Белорецкий район, д. Дачная (Белорецкое ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Татышлинский район, с. Верхние Татышлы, промзона (Татышлинское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Короленко, д. 12, Стерлитамакское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Кигинский район, 7 км. на юго-восток от с. Верхние Киги (Кигинский участок Салаватского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Коммунистическая, д. 51 (Альшеевское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Бурзянский район, 600 метров севернее с. Старосубхангулово (Бурзянский участок Абзелиловского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово, ул. Р. Давлетова, д. 97 (Абзелиловское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Зианчуринский район, 2 км. на северо-восток от СПМ с. Исянгулово (Зианчуринский участок Кугарчинского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Караидельский район, 1,4 км. к юго-западу от д. Аминево (Караидельское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Бакалинский район, с. Бакалы, ул. Ленина, д. 210 (Бакалинский участок Дюртюлинского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Чишминский район, р.п. Чишмы, ул. Промышленная, д. 20 (Чишминское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Салаватский район, 0,6 км. на юго-запад от д. Юнусово (карьер Юнусово);

    Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Иванаево, промзона (Дюртюлинское ДРСУ).

На судебном заседании представитель истца Хайртдинов Р.Р. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Галимова Ю.А. в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представители третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Туваняева О.В., Десяткин В.Г. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель третьего лица ГКУ РБ «Управление дорожного хозяйства» Хабибуллин М.Р. разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Третье лицо Правительство Республики Башкортостан, на судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив и оценив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Статья 58 Конституции Российской Федерации обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

В силу ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 3.1.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 года N 14 "О введении в действие санитарных правил" для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74.

В соответствии с правилами п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В силу пункта 4.1 Правил установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдения, представляемой в составе проекта.

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222 (далее - Правила N 222).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N 222 на правообладателе объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

В соответствии с п. 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 13 Правил N 222 заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п. 14 данных Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.

Исходя из положений пунктов 7, 9, 10 Правил N 222, обязанность обращения с соответствующим заявлением возлагается на правообладателя объекта.

При разрешении спора судом установлено, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 20.01.2023 № 5 проведена проверка исполнения АО «Башкиравтодор» природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по результатам которой выявлены нарушения: 23 филиала АО «Башкиравтодор» – дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) осуществляют деятельность, связанную с загрязнением атмосферного воздуха, в отсутствие проектов санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

20 января 2023 года в адрес АО «Башкиравтодор» направлено представление, по результатам которого в прокуратуру поступила информация о согласии с доводами представления и принятии мер по разработке проектов санитарно-защитных зон для всех головных филиалов после проведений мероприятий по изменению структуры предприятия.

Согласно писем АО «Башкиравтодор» от 11.08.2023 № 67-14/4822, от 17.08.2023 № 67-14/4423 проекты санитарно-защитных зон не разработаны, их разработка требуется в отношении 14 структурных подразделений предприятия (после укрупнения филиалов).

Постановлением № 15/2023-60 от 14.02.2023 должностное лицо– начальник отдела охраны труда и экологической безопасности управления охраны труда, промышленной и экологической безопасности аппарата управления АО «Башкиравтодор» Файзуллин Д.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с осуществлением филиалами АО «Башкиравтодор» деятельности, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, в отсутствие проектов санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям, ему назначено административное наказание в виде штрафа 500 руб.

25 сентября 2023 года на официальном сайте электронной торговой площадки ООО «РЭСТ» размещены извещения о проведении процедуры: «запрос предложений для выполнения работ по разработке проектов санитарно-защитных зон для филиалов (участков) АО «Башкиравтодор».

Протоколом от 05.10.2023 процедура закупки признана состоявшейся, участник с № 16117 признан победителем запроса предложений.

04 октября 2023 в Башкортостанское УФАС России поступила жалоба ООО «Экостандарт» на действия организатора торгов.

24 октября 2023 года решением Башкортостанского УФАС России жалоба ООО «Экостандарт» признан обоснованной. Вынесено предписание о внесении изменений в закупочную документацию.

01 ноября 2023 года АО «Башкиравтодор» направило в адрес Башкортостанского УФАС России информацию об исполнении предписания.

31 октября 2023 года на официальном сайте электронной торговой площадки ООО «РЭСТ» размещены извещения о проведении процедуры: «запрос предложений для выполнения работ по разработке проектов санитарно-защитных зон для филиалов (участков) АО «Башкиравтодор».

Согласно п. 5 технического задания на выполнение работ по разработке проектов санитарно-защитных зон для филиалов (участков) АО «Башкиравтодор» срок договора – до 30.06.2024, при этом срок выполнения работ по разработке проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) – 90 дней;

Протоколом от 17.11.2023 процедура закупки признана состоявшейся, участник с № 16437 признан победителем запроса предложений.

Применяя положения статей 11, 39, 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.1.6.3684-21, Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, судом установлено, что неисполнение АО «Башкиравтодор» санитарно-эпидемиологических требований, в частности отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и как следствие отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения в отношении проекта санитарно-защитной зоны, предопределяет нарушение действующих градостроительных и санитарно-эпидемиологических норм в части установления безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания человека вокруг объектов АО «Башкиравтодор».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия АО «Башкиравтодор» создает угрозу здоровью людей, нарушает права граждан на нормальные условия проживания, бездействие ответчика влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем удовлетворяет заявленные исковые требования.

Доводы ответчика АО «Башкиравтодор» о том, что в соответствии с постановлением Главного государственного врача РФ от 09.09.2010 N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" были внесены изменения и дополнения N 3, согласно которым из главы I пункта 1.2 абзаца первого "Требования настоящих санитарных правил" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека были исключены слова "и действующих", соответственно, на момент проведения проверки указанные санитарные нормы не распространялись на действующие производственные объекты предприятия, судом отклоняются, поскольку создание санитарно-защитных зон предусмотрено положениями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222.

    Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с ответчика в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к АО «Башкиравтодор» об обязании разработать проект санитарно-защитных зон удовлетворить.

    Обязать АО «Башкиравтодор», ОГРН 1100280001216 в течение трёх месяцев срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить для получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проекты санитарно-защитной зоны на следующие промышленные площадки:

    Республика Башкортостан, Бураевский район, с. Шабаево (Бураевский участок Татышлинского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Белорецкий район, д. Дачная (Белорецкое ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Татышлинский район, с. Верхние Татышлы, промзона (Татышлинское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Короленко, д. 12, Стерлитамакское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Кигинский район, 7 км. на юго-восток от с. Верхние Киги (Кигинский участок Салаватского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Коммунистическая, д. 51 (Альшеевское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Бурзянский район, 600 метров севернее с. Старосубхангулово (Бурзянский участок Абзелиловского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово, ул. Р. Давлетова, д. 97 (Абзелиловское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Зианчуринский район, 2 км. на северо-восток от СПМ с. Исянгулово (Зианчуринский участок Кугарчинского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Караидельский район, 1,4 км. к юго-западу от д. Аминево (Караидельское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Бакалинский район, с. Бакалы, ул. Ленина, д. 210 (Бакалинский участок Дюртюлинского ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Чишминский район, р.п. Чишмы, ул. Промышленная, д. 20 (Чишминское ДРСУ);

    Республика Башкортостан, Салаватский район, 0,6 км. на юго-запад от д. Юнусово (карьер Юнусово);

    Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Иванаево, промзона (Дюртюлинское ДРСУ).

Взыскать с АО «Башкиравтодор», ОГРН 1100280001216, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Председательствующий                      Р.Р. Зайдуллин

Решение принято в окончательной форме 01.12.2023.

2-11268/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Акционерное общество "Башкиравтодор"
Другие
Управление Роспотребнадзора по РБ
ГКУ Управление дорожного хозяйства
Правительство РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Зайдуллин Р.Р.
Дело на странице суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
29.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2023Передача материалов судье
05.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2023Подготовка дела (собеседование)
19.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее