дело №2а-5197/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уфа 17 августа 2017 г.
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Таулбаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Крючкова Валерия Анатольевича к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
установил:
Административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, указав следующее.
11 сентября 2012 года административным истцом заключен предварительный договор купли продажи-квартиры с ООО «Башстрой», по которому стороны договорились о подготовке и заключении в последующем акта взаимозачета квартиры, расположенной по адресу: Республики Башкортостан, <адрес>ёма, со следующими характеристиками: номер <адрес>, количество комнат: 1, общая проектная площадь квартиры: 42,58 кв.м., этаж 5, девятиэтажного кирпичного дома с чистовой отделкой квартиры.
Оплата по договору произведена им полностью, однако застройщик, привлекший денежные средства для строительства, принятые по договору обязательства не выполнил.
На заявление административного истца о включении в Реестр, решением Госкомитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре в этом отказано на основании подпункта 4 пункта 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 (далее - Правила).
Считая данный отказ незаконным, Крючков В.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
Стороны на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Законом N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила.
В силу пункта 4 Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Согласно Критериям основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются следующие обстоятельства: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункты 3, 6, 9 пункта 2 Критериев).
При этом суд учитывает, что пунктом 14 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении заявителя в Реестр.
11 сентября 2012 года административным истцом заключен предварительный договор купли продажи-квартиры с ООО «Башстрой», по которому стороны договорились о подготовке и заключении в последующем акта взаимозачета квартиры, расположенной по адресу: Республики Башкортостан, <адрес>ёма, со следующими характеристиками: номер <адрес>, количество комнат: 1, общая проектная площадь квартиры: 42,58 кв.м., этаж 5, девятиэтажного кирпичного дома с чистовой отделкой квартиры.
Согласно пункту 1.2. предварительного Договора плановый срок окончания строительства 1- 2 квартал 2014 года.
В соответствии с пунктом 2.2. предварительного Договора стоимость квартиры на момент подписания основного договора будет составлять 1 192 000 рублей.
Пунктом 2.3. предварительного Договора предусмотрено, что оплата стоимости квартиры будет производиться путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет или путем внесения наличных денежных средств в кассу Продавца в порядке и в сроки, определенные договором. В подтверждение внесения Крючковым В.А. в кассу общества «БашСтрой» денежных средств в размере 1 192 000 рублей в материалы дела представлена копия квитанции к приходному кассовому ордеру №188 от 11 сентября 2012 г.
Вместе с тем, должник не выполнил свои обязательства по передаче жилого помещения с последующим оформлением в его собственность.
Довод Решения Госкомитета РБ по строительству и архитектуре о неприменении к возникшим правоотношениям положений Закона N 214-ФЗ, не может быть признан обоснованным, поскольку положения Закона N 214-ФЗ направлены на защиту участников долевого строительства, граждане вправе рассчитывать на предусмотренные названным Законом меры в случае нарушения их прав, учитывая цели данного Закона.
Согласно Обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2013 года, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона.
Из приведенных выше норм права следует, что Крючков В.А. соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома Застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана и возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
До настоящего времени требования Крючкова В.А. не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Крючкова Валерия Анатольевича к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 23 марта 2017 г. № 15-06/0680 об отказе во включении Крючкова Валерия Анатольевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Крючкова Валерия Анатольевича, включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы.
Председательствующий А.Р. Курамшина