Решение по делу № 66а-1247/2021 от 20.09.2021

                                                                                               Дело № 66а-1247/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                            28 сентября 2021 года

      Второй апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Подгорной Е.П. рассмотрел без проведения судебного заседания, частную жалобу Писаревского Павла Игоревича на определение судьи суда Ханты – Мансийского автономного округа - Югры от 27 августа 2021 года об отказе в принятии заявления Писаревского Павла Игоревича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной,

установил:

Писаревский П.И. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с административным исковым заявлением к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Управлению Росреестра по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» в котором просил признать уведомления Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» от 8 июня 2021 года незаконным; установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами - , площадью 5350 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, проезды и площадки; - , расположенного по адресу: <адрес> в размере их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 07 июля 2012 года в размере 2 604 615 рублей и 3 933 257 рублей соответственно.

Установить, что кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости объектов недвижимости, подлежит применению для целей налогообложения.

Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 27 августа 2021 года в принятии административного искового заявления отказано по основаниям, приведённым в пункте 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), поскольку заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства в виду несоблюдения административным истцом внесудебного порядка установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определённого статьёй 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В частной жалобе административный истец просит отменить определение судьи от 27 августа 2021 года, как принятое с нарушением норм процессуального законодательства.

Административный истец указал, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена по состоянию на 07 июля 2012 года и является архивной. Согласно пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при этом досудебный порядок обращения в комиссию предусмотрен только для юридических лиц. Учитывая, что в данном случае государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проведена до вступления в законную силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», и административное исковое заявление подано в суд с соблюдением требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то оснований для отказа в принятии иска у суда не имелось, исковое заявление, по мнению Писаревского П.И., подлежит разрешению с применением норм Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Переход на новый порядок рассмотрения заявлений об оспаривании результатов кадастровой стоимости должен применяться к кадастровой оценке, которая проводилась уполномоченным органом и по новым правилам Федерального закона №237-ФЗ. Оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости была определена на дату оценки 7 июля 2012 года, то есть до определения результатов кадастровой стоимости Бюджетным Учреждением ХМАО – Югры и до внесения изменений в Федеральный закон №237-ФЗ. Указывает, что переход на новый порядок рассмотрения применяется для установления кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО – Югры от 19 ноября 2019 года №19-нп и не может затрагивать кадастровую стоимость, утверждённую в более ранний период.

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьёй апелляционного суда без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции считает определение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учётом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

Федеральным законом № 269-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

Согласно статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

При этом, статьёй 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате (предшествующей 01 января 2023 года) перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия такого решения - с 01 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Из приведённых правовых норм следует, что если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», то есть после 01 января 2023 года или с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Аналогичное по своему содержанию толкование норм вышеприведенных Федеральных законом изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.

Из уведомлений Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» от 8 июня 2021 года №13/01-Исх-9065, №13/01-Исх-9066, приложенных Писаревским П.И. к административному иску, и из мотивировочной части оспариваемого определения суда первой инстанции следует, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято постановление № 23-п от 29 января 2021 года, которым установлено применение на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с 01 апреля 2021 года.

Следовательно, с 01 апреля 2021 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не применяются нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта и не осуществляется рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», применение которой возможно только к административным искам принятым судом к производству до 01 апреля 2021 года.

Установленный статьёй 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – отказ суда в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).

Проанализировав нормы вышеприведённых Федеральных законов и установив, что с 01 апреля 2021 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется в соответствии со статьёй 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр имущественных отношений», в которое административный истец обращался, однако его заявление было возвращено без рассмотрения в связи с пропуском шестимесячного срока с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости, так как с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости истец обратился 27 мая 2021 года, а в суд предъявил административное исковое заявление 26 августа 2021 года, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоблюдении административным истцом внесудебного порядка установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости, и принял законное и обоснованное решение об отказе принятия к производству суда настоящего административного иска.

Следует отметить, что уполномоченным органом Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр имущественных отношений» решений, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами - , площадью 5350 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> , расположенного по адресу: <адрес> размере их рыночной стоимости не принималось. Возвращение без рассмотрения заявлений Писаревского П.И. в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, поданных в Бюджетное учреждение 27 мая 2021 года в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» без рассмотрения в связи с пропуском срока для обращения, а также иных недостатков выявленных при подаче заявлений - решением подлежащим оспариванию в суде, не является.

Доводы частной жалобы о нарушении судом норм процессуального законодательства являются следствием ошибочного толкования административным истцом норм вышеприведенных Федеральных законов, не опровергают правильность выводов суда и не влекут отмену судебного постановления.

Учитывая изложенное, а также то, что процессуальных нарушений, приведённых в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

            Оставить без изменения определение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 августа 2021 года, частную жалобу Писаревского Павла Игоревича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья:

66а-1247/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Писаревский Павел Игоревич
Ответчики
БУ ХМАО-Югры Центр имущественных отношений
Управление Росреестра по ХМАО-Югре
Правительство ХМАО-Югры
Другие
Ким Ксения Алексеевна
ФГБУ ФКП Росреестра
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Подгорная Елена Петровна
Дело на странице суда
2ap.sudrf.ru
20.09.2021Передача дела судье
28.09.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
28.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021Передано в экспедицию
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее