ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № 3а-96/2017
19 октября 2017 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.,
при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Сиблес» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
... ООО «Сиблес» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Сиблес» является собственником земельного участка, площадью <...> с кадастровым номером ..., месторасположение которого установлено относительно ориентира – торговый комплекс по адресу: <...>, примерно в 1 км. от ориентира по направлению на север. На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка определена в размере 354599070 рублей 64 копейки, что значительно превышает его рыночную стоимость, которая по состоянию на ..., согласно отчету об оценке рыночной стоимости, равна 138940000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В судебном заседании представитель административного истца Лобыкин С.В. административный иск поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. возражала против удовлетворения иска, считая, что отчет об оценке является необоснованным.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Гармаева Л.В. также возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что в отчете об оценке некорректно подобраны объекты–аналоги, доводы оценщика о выборе сравнительного метода оценки являются необоснованными.
Представители Правительства Республики Бурятия в суд не явились.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ООО «Сиблес» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 42514 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов – занимаемый зданиями «Торгового комплекса», по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – Торговый комплекс, по адресу <...>. Участок находится примерно в 1 км. от ориентира по направлению на север.
Постановлением Правительства Республики Бурятия № 2 от 13 января 2016 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:24:031801:20 установлена в размере 354599070 рублей 64 копейки по состоянию на ...г.
Досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что ... истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ и решением данной комиссии от ... ему отказано в таком пересмотре.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ч.1 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с ч.4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч.1 ст.24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке ... от ... (далее - отчет), выполненный ООО «Агентство оценки собственности».
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков г.Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков за 2015 год, а также ценообразующие факторы по состоянию на 2015 год.
Оценщик использовал информацию газет «Все для Вас», газеты «Из рук в руки», базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы (www.uurielt.ru, www.ruads.org).
В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован в отчете на страницах 52, 53.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога – земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ... равна 138940000 рублей.
Оценивая отчет по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включена в реестр оценщиков.
Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Доказательства, опровергающие рыночную стоимость земельного участка в размере 138940000 рублей, которую просил установить представитель административного истца, и сведения о рыночной стоимости земельного участка в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлены.
Довод о том, что следовало применить доходный подход к оценке, подлежит отклонению, поскольку согласно статье 14 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Аналогичное положение содержит пункт 24 ФСО № 1, в соответствии с которым оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
Проанализировав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что оценщиком были выбраны объекты-аналоги, наиболее сходные с объектом оценки по качественным характеристикам. Применение оценщиком корректировок на торг, на дату предложения, на площадь и на местоположение научно обоснованно, в связи с чем довод представителя ответчика и заинтересованного лица о некорректно подобранных объектов-аналогов нельзя признать состоятельными.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения ООО «Сиблес» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Бурятия – 20 июня 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ООО «Сиблес» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... площадью <...> местоположение которого: <...>, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – Торговый комплекс, участок находится примерно в 1 км. от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 138940 000 рублей, по состоянию на ...
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать ....
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров