Дело № 2а-2927/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 02 ноября 2016 года.
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2016 года.
г. Ступино Московской области 02 ноября 2016 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Филатовой Е.С., с участием представителя административного истца Николашиной ФИО7 - адвоката Новикова ФИО8, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области - Асоновой ФИО9, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николашиной ФИО10 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Николашина Е.В. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Требования административного истца Николашиной Е.В. обоснованы тем, что она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ступинского муниципального района Московской области вынесено постановление №-п об утверждении градостроительного плана земельного участка. В администрацию Ступинского муниципального района Московской области ею была представлена схема планирования организации земельного участка. Однако ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком ей выдано уведомление от отказе в выдаче разрешения на строительство. Основанием для отказа послужило несоответствие схемы планировочной организации земельного участка градостроительному плану земельного участка. Решение административного ответчика он считает незаконным и необоснованным.
Представитель административного истца Николашиной Е.В. - адвокат Новиков И.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердил изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области - Асонова М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, и просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст. 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
На основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частями 9, 11, 13 и 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ регламентировано, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в том числе орган местного самоуправления, в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в том числе орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с ч.ч. 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административному истцу Николашиной Е.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>) и выпиской из ЕГРП.
Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что явствует из кадастровой выписки о земельном участке (л. д. <данные изъяты>).
Постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждён градостроительный план № принадлежащего Николашиной Е.В. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л. д. <данные изъяты>).
Николашина Е.В. обратилась в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган - администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома с мансардой на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>.
Вместе с указанным заявлением Николашиной Е.В. были представлены необходимые документы: правоустанавливающий документ на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Николашиной Е.В. отказано на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (л. д. <данные изъяты>).
В качестве основания отказа указано на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка градостроительному плану земельного участка №.
Из представленных административным истцом в обоснование заявленного требования доказательств, в том числе схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, явствует, что она соответствует градостроительному плану земельного участка, утверждённому постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
При этом требования к содержанию схемы планировочной организации земельного участка законодательством о градостроительной деятельности в части индивидуального жилищного строительства не установлены.
Планируемая постройка в виде одноэтажного жилого дома с мансардой не превышает высотные показатели, соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка.
Вид разрешённого использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства предполагает возможность возведения на нём жилого строения.
Земельный участок расположен внутри исторически сложившейся застройки <адрес>.
Вместе с тем, административным ответчиком суду не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии представленных Николашиной Е.В. документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также доказательств наличия ограничений на возведение на указанном земельном участке административного истца жилого дома.
При указанных обстоятельствах отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке административного истца является незаконным, не основан на нормах действующего законодательства РФ, нарушает права и законные интересы Николашиной Е.В., которая не может реализовать своё право на строительство жилого дома.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Николашиной ФИО11 к администрации Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.
Признать незаконным оформленный письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказ администрации Ступинского муниципального района Московской области в выдаче Николашиной ФИО12 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин