Решение по делу № 33-3432/2021 от 12.07.2021

Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-3432/2021 УИД 21RS0009-01-2021-000044-15

Судья Семенов В.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 августа 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,

судей Блиновой М.А., Стародубцевой Л.И.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-49/2021 по иску Алексеева В.В. к отделу социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о взыскании денежных средств

по апелляционной жалобе Алексеева В.В. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 мая 2021 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения Алексеева В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Алексеев В.В. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения Красноармейского района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - отдел социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии) о взыскании денежных средств в размере 32000 рублей в качестве компенсации расходов на приобретение твердого топлива (дров дубовых) на отопление принадлежащего ему индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, ..., в период отопительного сезона 2020-2021 годов.

Иск мотивирован следующими обстоятельствами.

Семья Алексеева В.В., в которой имеется пятеро детей, относится к многодетным семьям. Жилой дом, расположенный по указанному адресу, в котором проживает семья Алексеева В.В., не газифицирован, отапливается с помощью печного отопления. В связи с началом отопительного сезона 23 ноября 2020 года Алексеев В.В. обратился с заявлениями в адрес главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики и начальника отдела социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о бесплатном предоставлении твердого топлива (дров), приложив к нему документы, подтверждающие, что жилой дом по месту его жительства не газифицирован, поскольку в связи с этим его семья оказалась в тяжелой жизненной ситуации. Однако отдел социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2003 года № 100 не оказал ему материальную помощь дровами, в частности, от уборки древесно-кустарниковой растительности на территории района. Алексееву В.В. не был выдан также и лесной билет (разрешение) для сбора сухостоя, валежника, не была выделена и делянка в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации. В связи с оставлением отделом защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии его семьи без материальной помощи в преддверии морозов, Алексеев В.В. был вынужден приобрести дрова в объеме 16 куб. м за счет собственных средств и понести на это расходы в размере 32000 рублей. Количество приобретенных Алексеевым В.В. дров не превышает нормативов потребления населением Чувашской Республики топливно - энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2011 года № 258. На отделе социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в соответствии с уставом казенного учреждения и Правилами предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года № 75, лежала обязанность по способствованию Алексееву В.В. в реализации права на обеспечение дровами для отопления жилого дома по месту жительства семьи. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, относится к коммунальной услуге.

На основании части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 30 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии).

По делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Алексеев В.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции были извещены согласно требованиям гражданского процессуального законодательства.

Представители ответчиков - отдела социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Проверив в соответствии с указанными разъяснениями материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории (абзац второй подпункта «б» пункта 1).

Также пунктом 3 этого же Указа Президента Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Однако такой порядок не разработан до настоящего времени.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2000 года № 199-О, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.

После издания названного выше Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 были приняты Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ и Жилищный кодекс Российской Федерации, которые по своей юридической силе имеют приоритет над ним.

Такой вывод вытекает, в частности, из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в апелляционном определении от 23 августа 2017 года № 74-АПГ17-8, определениях от 25 января 2012 года № 51-Г11-56, от 7 декабря 2011 года № 51-Г11-39, от 22 июня 2011 года № 10-Г11-9.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из положений статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся, в том числе, предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 этого же Федерального закона).

При осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета и порядок их предоставления.

Действующим в настоящее время Законом Чувашской Республики от 8 февраля 2005 года №1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» и Правилами предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года № 75, предоставление многодетным семьям меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, не предусмотрено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, отделом социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Алексееву В.В. выдано удостоверение многодетной семьи.

В заявлении от 23 ноября 2020 года на имя главы Красноармейского района Чувашской Республики и начальника отдела социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Алексеевым В.В. была изложена просьба об оказании материальной помощи его многодетной семье в связи с трудным финансовым положением в виде предоставления твердого топлива в объеме 10 куб. м для обогрева жилого дома по месту жительства семьи.

Исходя из содержания данного заявления, оно не являлось заявлением о предоставлении соответствующей субсидии, поданным согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, и Правилами предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики для выплаты субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2010 года № 496.

Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2003 года № 100 (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2021 года № 140), предусматривал для граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, то есть в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно, предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе( пункт 2).

Согласно указанному Порядку материальная помощь предоставлялась на основании письменного заявления гражданина об оказании материальной помощи с указанием сведений о лицах, проживающих совместно с заявителем, о родственных связях с заявителем в адрес Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, которое подавалось в данное Министерство, или в отдел КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 3).

Как было предусмотрено пунктом 4 этого же Порядка, для решения вопроса о предоставлении материальной помощи в Министерстве создается Комиссия по рассмотрению заявлений граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи (далее - Комиссия), состав которой утверждается приказом Министерства (абзац первый). Решение Комиссии о предоставлении, виде и размере материальной помощи оформляется протоколом, на основании которого издается приказ Министерства (абзац пятый).

Следовательно, названный выше Порядок предоставление отделом социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии и КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии многодетным семьям меры социальной поддержи в виде бесплатного обеспечения твердым топливом (дровами) в связи с нахождением в тяжелой жизненной ситуации также не предусматривал.

Из дела, помимо этого, следует, что в последующем между ИП. и Алексеевым В.В. был заключен договор купли-продажи древесины от 22 декабря 2020 года № 15, согласно которому Алексеев В.В. приобрел у ИП. за 32000 рублей дрова дубовые в объеме 16 куб. м.

Как неоднократно указывалось Конституционным судом Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 года № 17-П, от 20 октября 2015 года № 27-П и др.; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О, от 20 декабря 2016 года № 2802-О и др.).

Гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 года № 109-О, от 26 мая 2016 года № 1145-О и др.).

В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Проанализировав применительно к установленным обстоятельствам дела и исследованным по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствам положения Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2003 года № 100 (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2021 года № 140), Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года № 75, статьи 1 Закона Чувашской Республики от 8февраля2005года №1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», статей 11, 30,33 Лесного кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска ввиду отсутствия оснований полагать о нарушении ответчиками права истца на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления твердого топлива (дров) для отопления, учитывая, что законодательством Чувашской Республики предоставление ответчиками многодетным семьям, жилые дома которых не газифицированы, таких мер социальной поддержки как бесплатное предоставление твердого топлива (дров), в том числе делянки, разрешения на сбор сухостоя, валежника и пр., не предусмотрено.

Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд также пришел к правильному выводу о том, что согласно положениям статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отдел социальной защиты населения Красноармейского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии не может быть признан по делу надлежащим ответчиком, так как является лишь обособленным подразделением указанного казенного учреждения.

Правильным является и вывод суда о том, что в связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской заявление истца о возмещении расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, которые свидетельствуют о несогласии истца с принятым по делу решением, однако выводов суда не опровергают.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (часть 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.

Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева В.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-3432/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев Валерий Вадимович
Ответчики
КУ Центр предоставления мер социальной поддержки Минтруда Чувашии
ОСЗН Красноармейского района КУ Центр предоставления мер социальной поддержки
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ярадаев А.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
12.07.2021Передача дела судье
23.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Передано в экспедицию
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее