Решение по делу № 3а-65/2020 от 19.12.2019

Дело № 3а-65/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2020 года                                                            г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Ленковского С.В.,

с участием :

представителя административного истца Асютина А.М. – Якушева В.В.,

представителя административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных Чувашской Республики Павловой Е.С.;

заинтересованных лиц:

представителя Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Рафиковой Ю.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Асютина А.М. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики» об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,

установил:

Административный истец Асютин А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 8749 000 рублей.

В обоснование заявленного требования в исковом заявлении административный истец указал, что он является собственником вышеуказанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в размере 11500 607 рублей 4 копейки. Указанная кадастровая стоимость существенно превышает его действительную рыночную стоимость, которая согласно отчету ООО ЦНОЕ «Эксперт» от 12 декабря 2019 года № составляет 8749 000 рублей, что ведет к нарушению его права как плательщика налога на имущество физического лица, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец Асютин А.М. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, обеспечил участие представителя Якушева В.В., поддержавшего заявленные исковые требования своего доверителя.

Представитель Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Павлова Е.С. не возражала против удовлетворения иска, поддержала отзыв, представленный в письменном виде.

Представители заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Рафикова Ю.Г., Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республике Васильев С.В. не возражали против удовлетворения иска, поддержали отзывы, представленные в письменном виде.

Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики и заинтересованное лицо администрация г. Шумерля Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В своих отзывах, представленных суду, удовлетворение исковых требований административного истца также оставили на усмотрение суда.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Асютин А.М. является собственником объекта капитального строительства нежилого здания с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 декабря 2019 года № кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01. 2018 года составляет 11500607 рублей 04 копейки. Сведения о кадастровой стоимости объекта в Единый государственный реестр недвижимости внесены 1 января 2019 года.

В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Аналогичное право юридических лиц и граждан закреплено в ч.2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Подпунктом 6 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу положений ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Административный истец Асютин А.М. в соответствии с положениями ст.ст.399, 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, тем самым результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения влияют на его права и обязанности как плательщика налога.

Согласно разъяснениям, данным в п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2016 года №391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики. По результатам проведенных работ указанным учреждением составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 01.10.2018 года № .

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 г. №457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 01.01.2019 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики.

Тем самым надлежащими административными ответчиками по заявленным административным истцом требованиям являются Кабинет Министров Чувашской Республики и БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.10.2010 N508. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В обоснование своих требований административный истец представил суду отчет об оценке ООО ЦНОЕ « Эксперт» от 12 декабря 2019 года №, согласно которого рыночная стоимость указанного в иске объекта составляет 8749 000 рублей.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Административные ответчики, а также заинтересованное лицо удовлетворение предъявленного искового требования оставили на усмотрение суда, возражений против удовлетворения иска не выразили.

Из письменных отзывов администрации г.Шумерля Чувашской Республики, БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики, бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике», Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики разрешение требований оставляют на усмотрение суда.

Представленный административным истцом отчет подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения.

В отчете проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, применимый при оценке такого рода объектов капитального строительства, как нежилое административное здание, исходя из положений пункта 22 «в» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611. В рамках сравнительного подхода применил метод корректировок, позволяющий наиболее объективно и достоверно определить рыночную стоимость оцениваемого объекта.

Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.

Оценив указанный отчет, суд, приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не находит.

Суд, приняв за основу доказанности размера рыночной стоимости объекта оценки, отчет указанный выше, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административным истцом требования и установления кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 8749 000 рублей.

Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно разъяснениям, данным в абз. третьем п. 25 и в п. 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано в суд 19 декабря 2019 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше объекта Асютин А.М. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 №457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, которые подлежат применению с 1 января 2019 года. В этой связи установленная решением суда кадастровая стоимость может применяться лишь с 1 января 2019 года.

В соответствии с ч.5, 6 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения государственной оценки в государственный кадастр недвижимости, а датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 19 декабря 2019 года.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства нежилого помещения с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 8749000 рублей.

Датой подачи заявления считать 19 декабря 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером объекта капитального строительства нежилого помещения с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2020 года.

3а-65/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Асютин А.М.
Ответчики
БУ Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация"
Кабинет Министров ЧР
Министерство юстиции и имущественных отношений ЧР
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по ЧР
Управление Росреестра по ЧР
администрация г. Шумерля
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ленковский С.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее