Дело № 2-219/2024 УИД 53RS0022-01-2023-006095-96
Решение
именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуева Н.В.,
при секретаре Пригода Ю.В.,
с участием представителя истца Казанцева А.В.,
представителя ответчика Пименовой А.Ю.,
представителя третьего лица Корнеевой М.В. Гладышева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева М.Н. к ООО «УО «Содружество» об обязании выполнить определенные действия,
установил:
Алексеев М.Н. обратился в Новгородский районный суд с иском к ООО «ЖилКонтора» об обязании выполнить определенные действия, указав, что истец является собственником нежилого помещения, расположенного в МКД <адрес>. Управление дома осуществляет ответчик, которым на земельном участке МКД установлено ограждение. С учетом того, что установка ограждения произведена в отсутствии протокола общего собрания, истец просит обязать ответчика демонтировать ограждение в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «УО «Содружество», ООО «ЖилКонтора» привлечена в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований к ООО «ЖилКонтора» прекращено в связи с отказом от требований в указанной части.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Корнеева М.В.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «НеваПроект» и Администрация Великого Новгорода.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что решение Новгородского районного суда по административному иску Алексеева М.Н. к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным постановления, которым согласована установка ограждения, отменено Новгородским областным судом с удовлетворением требований Алексеева М.Н.
Представитель ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что ограждение установлено в соответствии с согласованным проектом. С учетом отмены постановления Администрации Великого Новгорода о согласовании ограждения, в настоящее время проводятся общие собрания по разрешению вопроса относительно установки ограждения, после чего заявка на согласование установки ограждения будет подана повторно.
Третье лицо Корнеева М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Корнеевой М.В. требования считал обоснованными, пояснил, что существующее ограждение ограничивает доступ, в том числе аварийным службам и ресурсоснабжающим организациям.
Представитель Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменные пояснения, согласно которых указал, что признание незаконным постановления не лишает возможности собственников помещений обратиться вновь за получением согласования.
Представитель ООО «НеваПроект» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменные пояснения, согласно которых указал, что на основании договора с ООО «УО «Содружество» был изготовлен проект ограждения, который был согласован со всеми заинтересованными организациями. Согласованный проект был передан ООО «УО «Содружество» для дальнейшего согласования в Администрации Великого Новгорода.
Представитель ООО «ЖилКонтора» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ГУ МЧС России по Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании требования считал обоснованными.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Правоотношения, связанные с установкой ограждений и устройств, регулирующих (ограничивающих) движение пешеходов и транспорта, на земельных участках многоквартирных домов на территории муниципального образования – городской округ Великий Новгород урегулированы нормами жилищного законодательства, земельного законодательства, а также Положением о порядке установки ограждений и устройств, регулирующих (ограничивающих) движение пешеходов и транспорта, на земельных участках многоквартирных домов на территории Великого Новгорода, утвержденным постановлением Администрации Великого Новгорода от 15.09.2017 № 4005 (далее – Положение).
В соответствии с п. 1.3 Положения установка ограждений и ограничивающих устройств на земельных участках многоквартирных домов осуществляется на основании постановления Администрации Великого Новгорода о согласовании установки ограждения и (или) ограничивающих устройств на земельном участке многоквартирного дома, в соответствии с согласованным проектом при условии соблюдения гражданского, земельного, жилищного, градостроительного законодательства Российской Федерации, технических регламентов, обязательных требований строительных норм и правил, а также иных нормативных документов.
Пунктом 1.4 Положения определено что установка ограждений и ограничивающих устройств на земельных участках многоквартирных домов допускается при следующих условиях: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, поставлен на государственный кадастровый учет, и установлены границы земельного участка; наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об использовании земельного участка в целях установки ограждения и (или) ограничивающих устройств, принятого в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и оформленного протоколом в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования); наличие разработанного проекта на установку ограждения, ограничивающих устройств, включающего: схему размещения ограждения и (или) ограничивающих устройств, выполненную на актуальной топографической съемке в масштабе 1:500, при необходимости согласованную с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся на рассматриваемом земельном участке; схемы архитектурных и конструктивных решений ограждения, ограничивающих устройств; параметры ограждения, ограничивающих устройств; пояснительную записку.
В случае если на одном земельном участке располагаются несколько многоквартирных домов и по проектной документации велось строительство, предполагающее общее благоустройство, ограждения и (или) ограничивающие устройства рекомендуется предусматривать на всю группу в целом.
В случае размещения на территории группы многоквартирных домов, расположенных на одном или нескольких земельных участках, объектов инженерной инфраструктуры допускается установка ограждений на всю группу в целом без установки отдельного ограждения для таких объектов при условии наличия письменного согласия на установку ограждения правообладателей таких объектов инженерной инфраструктуры и земельных участков, на которых они расположены.
Исходя из п. 1.5 Положения ограждения земельных участков многоквартирных домов по внешнему виду и параметрам должны соответствовать следующим требованиям: максимальная высота ограждения - не более 1,8 м; ограждения не следует предусматривать вдоль фасадов многоквартирных домов, расположенных на границах земельного участка, выходящих на красные линии улиц, проспектов (в этих случаях ограждение должно предусматриваться в разрывах между зданиями); ограждения должны быть прозрачными, из отдельных секций, выполненных из металлических, решетчатых конструкций, кованого металла, чугунного литья или сварной стали; при определении высоты, внешнего вида и цветового решения ограждения должен учитываться внешний архитектурный облик сложившейся застройки микрорайонов, кварталов, улиц, проспектов города (под внешним архитектурным обликом сложившейся застройки в целях настоящего Положения понимается визуальное впечатление о городе и его художественных ценностях, складывающееся по реальному внешне воспринимаемому и последовательно формируемому представлению о выразительных качествах города (архитектурное, художественное построение, наполнение и содержание)); ограждения земельных участков со стороны территорий общего пользования - улиц, проспектов, влияющие на формирование облика улицы, должны иметь единое стилистическое решение, гармоничную цветовую гамму, быть схожими по типу и форме на протяжении одного квартала с обеих сторон улицы; ограждения должны быть окрашены в естественные тона металла (чугун, бронза, никель); при размещении ограждения необходимо по возможности учитывать и сохранять сложившиеся пешеходные и транспортные связи, обеспечивающие доступ населения к территориям общего пользования и к объектам, находящимся на территории микрорайона (квартала).
В силу п. 1.7 Положения не допускается установка ограждений и (или) ограничивающих устройств на земельных участках многоквартирных домов в случаях: если в результате установки ограждения или ограничивающих устройств возникли препятствия в реализации установленного на земельный участок (часть земельного участка) сервитута, публичного сервитута, иных установленных обременений (ограничений) на проход и проезд по земельному участку (части земельного участка); если установка ограждения или ограничивающих устройств привела к нарушению законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации; если не установлены границы земельного участка и участок не поставлен на кадастровый учет; если отсутствует решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об использовании земельного участка (в целях установки ограждения и (или) ограничивающих устройств), принятое в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и оформленное протоколом в соответствии с Требованиями; если не соблюдаются требования по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб; если отсутствует проект на установку ограждения, ограничивающих устройств на земельном участке многоквартирного дома, согласованный в установленном порядке; если отсутствует постановление Администрации Великого Новгорода о согласовании установки ограждения и (или) ограничивающих устройств на земельном участке многоквартирного дома; если установка ограждения или ограничивающих устройств привела к нарушению существующих транспортных связей, обеспечивающих доступ населения к территориям общего пользования и (или) к объектам, находящимся на территории микрорайона (квартала); несоответствия внешнего вида и параметров ограждения или ограничивающих устройств установленным требованиям; изготовления и устройства ограждений или ограничивающих устройств из подручных материалов, элементов бытовых отходов и отходов промышленного производства, с применением колючей проволоки, а также материалов, потенциально опасных для пешеходов.
Ответственность за технически исправное, надлежащее санитарное, эстетическое состояние ограждений и ограничивающих устройств, а также за обеспечение въезда и проезда по территории земельного участка пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб несут собственники земельного участка (п. 1.8 Положения).
Из материалов дела следует, что Алексеев М.Н. является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «УО «Содружество», являющееся управляющей организацией МКД <адрес>, обратилось в Администрацию Великого Новгорода с заявлением о согласовании проекта ограждения придомовой территории вышеназванных многоквартирных домов, одновременно представив проект №-ПЗУ ограждения придомовой территории многоэтажных жилых домов № <адрес>, разработанный ООО «НеваПроект», копию протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым оформлено решение об утверждении проекта по установке ограждений придомовой территории совместно с собственниками помещений в многоквартирном <адрес>, копию протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым оформлено решение об утверждении проекта по установке ограждений придомовой территории совместно с собственниками помещений в многоквартирном <адрес>.
По результатам рассмотрения представленных документов Администрацией вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым согласована установка ограждения на земельных участках многоквартирных домов № и № <адрес> (кадастровый №) по <адрес> в соответствии с представленной проектной документацией, разработанной ООО «НеваПроект».
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 26.10.2023 по делу № 2а-5212/2023 административный иск Алексеева М.Н. к Администрации Великого Новгорода, Мэру Великого Нов<адрес> А.Р. о признании незаконным постановления Администрации № от 01.122021 «О согласовании установки ограждения на земельных участках многоквартирных домов <адрес> оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение отменено с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Как видно из материалов настоящего дела, проект №-ПЗУ ограждения придомовой территории многоэтажных жилых домов №, разработанный ООО «НеваПроект», предусматривает устройство на периметре ограждения трех калиток на существующих пешеходных дорожках, двух распашных ворот и одних откатных ворот на существующих автомобильных проездах. В соответствии с проектом для обеспечения доступа на огороженную территорию граждан, проезда пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб, калитки должны быть оснащены системами контроля доступа (магнитными замками с функцией открывания от электронного ключа) с возможностью открытия с помощью набора кода, распашные и откатные ворота – механизмами автоматического открывания и закрывания, активируемыми пультом дистанционного управления, gsm – системой, а также с использованием кнопок, расположенных в огораживаемом периметре в непосредственной близости от ворот и калиток. Для доступа населения к нежилым помещением, расположенным на первом этаже многоквартирного жилого <адрес>, одни из ворот и калитка по <адрес> в дневное время должны находиться в открытом положении (ориентировочно с 10 часов 00 минут до 22 часов 00 минут). В случае работы нежилых помещений в ночное время доступ к ним осуществляется с помощью звонка, расположенного на системе контроля доступа (у калиток).
Проектом также предусмотрена необходимость соблюдения собственниками требований п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года, в силу которых не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Указанный проект предусматривает установку ограждения, соответствующего по внешнему виду и параметрам требованиям п. 1.5 Положения, согласован с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся на огораживаемых земельных участках, в том числе с АО «Газпром газораспределение Великий Новгород», что подтверждается соответствующими отметками на схеме планировочной организации земельного участка, удостоверенными подписями должностных лиц этих организаций, и утвержден решениями собственников помещений в многоквартирных домах № <адрес>, оформленными протоколами общих собраний данных собственников № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Проект предполагает установку ограждения, соответствующего требованиям п. 1.5 Положения, оснащенного воротами и калитками, оборудованными необходимыми техническими средствами (устройствами) для их открытия как изнутри, так и снаружи огораживаемого периметра, в том числе дистанционным способом, а также осуществление собственниками помещений в многоквартирных домах необходимых мероприятий (установление периода времени, в течение которого ворота и калитка должны находится в открытом состоянии, организация круглосуточного дежурства непосредственно у места установки ворот на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки), обеспечивающих наряду с использованием перечисленных технических средств круглосуточный беспрепятственный доступ на придомовую территорию граждан, проезд пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если по делу о сносе самовольной постройки суд придет к выводу об устранимости допущенных в ходе ее возведения нарушений, в резолютивной части решения указываются оба возможных способа его исполнения - снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями.
Из пояснений представителя ответчика и представленных им доказательств следует, что в настоящее время проводятся общие собрания по разрешению вопроса относительно установки ограждения, после чего заявка на согласование установки ограждения будет подана повторно.
Более того, из письменных пояснений представителя Администрации Великого Новгорода следует, что признание незаконным постановления не лишает возможности собственников помещений обратиться вновь за получением согласования.
Исходя из того, что имеющиеся недостатки в части приведения установки ограждения в соответствии с требованиями, установленными постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке установки ограждений и устройств, регулирующих (ограничивающих) движение пешеходов и транспорта, на земельных участках многоквартирных домов на территории Великого Новгорода», устранимы, суд считает возможным удовлетворить требования частично и обязать ООО «УО «Содружество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать за счет собственных средств ограждение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, либо в указанный срок осуществить приведение установки ограждения в соответствии с требованиями, установленными вышеуказанным постановлением Администрации Великого Новгорода.
С учетом частичного удовлетворения требований с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Алексеева М.Н. к ООО «УО «Содружество» об обязании выполнить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать ООО «УО «Содружество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать за счет собственных средств ограждение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, либо в указанный срок осуществить приведение установки ограждения в соответствии с требованиями, установленными постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке установки ограждений и устройств, регулирующих (ограничивающих) движение пешеходов и транспорта, на земельных участках многоквартирных домов на территории Великого Новгорода».
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «УО «Содружество» в пользу Алексеева М.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 150 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Зуев
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2024 г.