Судья Захарова И.С. Дело № 33а-7717/2021
УИД 22RS0066-01-2021-002155-45
№ 2а-1983/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Соболевой С.Л., Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Д на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 30 июня 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Д о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском с учетом уточнения к Д о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере 234 руб., пени на нее за период с 3 декабря 2019 года по 30 января 2020 года - 2,90 руб., недоимки по транспортному налогу за 2018 года - 4250 руб., пени на нее за тот же период - 52,70 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 1 февраля по 21 ноября 2019 года - 308,70 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 17 декабря 2016 года по 7 ноября 2018 года - 815,26 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с регистрацией за ним автомобиля «Мерседес Бенц», государственный регистрационный знак ***, а также налога на имущество физических лиц в связи с владением квартирой по адресу: <адрес>, кадастровый ***. В связи с неуплатой налогов за 2018 года налогоплательщику направлено требование ***, которое не исполнено. Кроме того, ввиду неуплаты транспортного налога за 2015, 2017 годы направлялись требования ***, *** об уплате пени. Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула 18 сентября 2020 года был выдан судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 1 октября 2020 года.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 30 июня 2021 года административный иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взысканы задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 234 руб., пене на нее - 2,90 руб., по транспортному налогу за 2018 год - 4250 руб., пене - 361,39 руб., в доход муниципального образования городской округ город Барнаул - государственная пошлина - 400 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Д просит об отмене решения суда с прекращением производства по делу, ссылаясь на то, что транспортное средство отчуждено им 25 октября 2017 года по договору купли-продажи, а потому обязанность по уплате налога перешла к покупателю.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю просит об оставлении решения суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом доказано наличие заявленной задолженности по налогам за 2018 год, пене на них, пене по транспортному налогу за 2017 год, порядок и сроки взыскания которых соблюдены, тогда как оснований для взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 год не имеется в связи с отказом вступившим в законную силу решением суда во взыскании самой недоимки.
С данными выводами следует согласиться.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на начало соответствующих налоговых периодов (далее - Кодекс), транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пункта 1 статьи 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства, в частности, для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) от 150 до 200 л.с. включительно - 5 руб.
Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (пункт 2 той же статьи).
Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» в его статье 1 установил ставку в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 25 рублей с каждой лошадиной силы.
Из материалов дела, включая ответ УМВД России по г.Барнаулу от 24 июня 2021 года, следует, что за ответчиком с 31 октября 2008 года зарегистрирован автомобиль «Мерседес Бенц», государственный регистрационный знак ***, с мощностью двигателя 170 л.с.
Согласно налоговому уведомлению *** от 27 июня 2019 года транспортный налог за 2018 год в отношении указанного транспортного средства исчислен в размере 4250 руб., исходя из мощности двигателя, налоговой ставки 25 руб., установленной для легковых автомобилей мощностью от 150 до 200 л.с., срока владения 12 месяцев.
В силу частей 1, 2 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 401 Кодекса объектом налогообложения в числе прочего признается расположенная в пределах муниципального образования квартира.
Согласно статье 404 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу пункта 1 статьи 406 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Барнаульской городской Думы от 7 ноября 2014 года № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлено, что налог на имущество физических лиц в отношении квартир, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) составляет до 300000 рублей включительно, взимается по ставке 0,1 %.
Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года № 579 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса, установлен на 2018 год равным 1,481.
Как следует из материалов дела, в 2018 году административному ответчику на праве собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес>, инвентаризационная стоимость которой составляла по состоянию на 1 января 2021 года 158259,60 руб.
Согласно налоговому уведомлению *** от 27 июня 2019 года налог на имущество физических лиц за 2018 год в отношении указанной квартиры в размере 234 руб. исчислен исходя из налоговой базы 234383 руб. (158259 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,481 (коэффициент-дефлятор)), ставки 0,1 % за 12 месяцев владения.
Налоговым периодом признается календарный год (часть 1 статьи 360, статья 405 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 363, части 1 статьи 409 Кодекса транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежал уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу части 3 статьи 363, части 2 статьи 409 Кодекса транспортный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В данном случае налоговое уведомление *** от 27 июня 2019 года об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год направлено ответчику 12 июля 2019 года с соблюдением положений статьи 52 Кодекса заказным письмом по месту жительства, что подтверждается списком заказных писем ***, содержащим почтовый штемпель о принятии корреспонденции, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтового идентификатора. В уведомлении установлен срок уплаты налогов до 2 декабря 2019 года.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 5 статьи 75 Кодекса).
В связи с выявлением задолженности по налогам налоговым органом произведено начисление пеней.
Размер пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 3 декабря 2019 года по 30 января 2020 года, составил 2,90 руб. (0,66 руб. (234 руб. х 6,50 % : 300 х 13) + 2,24 руб. (234 руб. х 6,25 % : 300 х 46), на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за тот же период - 52,70 руб. (11,97 руб. (4250 руб. х 6,50 % : 300 х 13) + 40,73 руб. (4250 руб. х 6,25 % : 300 х 46).
Пунктом 1 статьи 70 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование *** об уплате налогов за 2018 год и пени за период с 3 декабря 2019 по 30 января 2020 года по состоянию на 31 января 2020 года направлено ответчиком заказным письмом по месту жительства 5 февраля 2020 года, что подтверждается списком заказных писем ***, содержащим почтовый штемпель о принятии корреспонденции, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтового идентификатора, с установлением срока исполнения до 11 марта 2020 года.
Как разъяснено в пунктах 51, 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Кодекса, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Кодекса не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части). Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Из материалов дела также следует, что решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 28 сентября 2018 года, вступившим в законную силу 7 ноября 2018 года, налоговому органу отказано во взыскании с Д недоимки по транспортному налогу за 2015 год в связи с пропуском срока обращения в суд.
В этой связи судом первой инстанции правильно отказано во взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год, поскольку пеня производна от недоимки.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 28 мая 2020 года, вступившим в законную силу 26 августа 2020 года, с Д взысканы недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4250 руб., пеня на нее за период с 4 декабря 2018 года по 31 января 2019 года в сумме 64,31 руб.
Таким образом, недоимка по транспортному налогу за 2017 год взыскана вступившим в законную силу судебным актом, а потому пеня на нее за последующий заявленный период (с 1 февраля 2019 года) подлежит взысканию.
Как следует из карточки «Расчеты с бюджетом», транспортный налог за 2017 год уплачен не был, в принудительном порядке на удерживался, в связи с чем налоговым органом пеня за период с 1 февраля по 23 июня 2019 года, исчислена в размере 156,76 руб. на сумму недоимки и включена в требование *** по состоянию на 24 июня 2019 года, пеня за период с 24 июня по 21 ноября 2019 года исчислена в размере 151,94 руб. и включена в требование *** по состоянию на 22 ноября 2019 года.
Указанные требования направлены налоговым органом заказными письмами по месту жительства ответчика 12 июля и 19 декабря 2019 года соответственно, что подтверждается списками заказных писем ***, *** содержащими почтовые штемпели о принятии корреспонденции, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтовых идентификаторов, и не оспаривалось ответчиком. В требованиях установлены сроки исполнения до 1 ноября и 31 декабря 2019 года соответственно.
За указанный общий период размер пени составит 308,70 руб. (149,32 руб. (4250 х 7,75 % : 300 х 136) + 44,63 руб. (4250 х 7,50 % : 300 х 42) + 43,14 руб. (4250 х 7,25 % : 300 х 42) + 48,59 руб. (4250 х 7 % : 300 х 49) + 23,02 руб. (4250 х 6,50% : 300 х 25).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2пункта 2).
Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку в требовании *** установлен срок исполнения до 11 марта 2020 года, а суммы ранее направленных требований *** по состоянию на 24 июня 2019 года (пеня за период с 1 февраля по 23 июня 2019 года в размере 156,76 руб.), *** по состоянию на 22 ноября 2019 года (пеня за период с 24 июня 2019 года по 21 ноября 2019 года в размере 151,94 руб.) со сроками исполнения до 1 ноября 2019 года и 31 декабря 2019 года соответственно не достигали 3000 руб., последним днем для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности являлось 11 сентября 2020 года.
Суд первой инстанции ошибочно установил, что налоговый орган обратился к мировому судье 14 сентября 2020 года.
Как подтверждено сопроводительным письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю от 11 сентября 2020 года о направлении мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула заявлений о выдаче судебного приказа, включая заявление *** о взыскании задолженности с Д, содержащим входящий штамп данного судебного участка с той же датой, заявление о выдаче судебного приказа было подано налоговым органом именно 11 сентября 2020 года, то есть в предусмотренный законом срок.
Судебным приказом мирового судьи названного судебного участка от 18 сентября 2020 года задолженность была взыскана, определением мирового судьи от 1 октября 2020 года судебный приказ отменен, после чего в установленный срок 1 апреля 2021 года предъявлен административный иск.
Данное обстоятельство подтверждается списком корреспонденции ***, содержащим почтовый штемпель о принятии корреспонденции и указание на вид корреспонденции.
Довод заявителя о том, что плательщиком транспортного налога он не является, поскольку вышеуказанное транспортное средство отчуждено в 2017 года по договору купли-продажи, подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 357 Кодекса налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В этой связи отчуждение автомобиля не прекращает обязанность по уплате налога, данная обязанность сохраняется до прекращения регистрации транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, за налогоплательщиком (снятия с учета).
При этом пунктом 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605, действовавшего до 1 января 2020 года, предусматривалось прекращение регистрации транспортного по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлению им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: