Решение по делу № 33-1200/2023 от 10.03.2023

Судья Маркова А.В.

№ 33-1200/2023

УИД 10RS0017-01-2022-000864-41

2-612/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Никитиной А.В.,

судей Маловой Н.Б., Курчавовой Н.Л.

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску Киреевой О. Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики К.., Антошиной Е. Ю. о признании незаконным решения от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, недействительным распоряжения от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия, аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и правах на него.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Киреева О.Н. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики К.. (далее – МИЗО РК, Министерство) от ХХ.ХХ.ХХ было отказано в удовлетворении ее заявления от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым . Отказ мотивирован тем, что на момент рассмотрения заявления административного истца имелось ранее поданное заявление иного лица от ХХ.ХХ.ХХ в отношении обозначенного земельного участка. Киреева О.Н. просила признать незаконным решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Республика К.., (.....); обязать МИЗО РК повторно рассмотреть ее заявление от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым и при отсутствии иных оснований для отказа принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

После уточнения исковых требований истец просила суд признать незаконным решение МИЗО РК, оформленное письмом от ХХ.ХХ.ХХ , об отказе в удовлетворении заявления Киреевой О.Н. от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым площадью (...) кв. м, категория земель - (...), разрешенное использование - (...), расположенного по адресу: (.....); признать недействительным распоряжение МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать МИЗО РК повторно рассмотреть заявление Киреевой О.Н. от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым и при отсутствии иных оснований для отказа принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о земельном участке с кадастровым и о правах на него; расходы по государственной пошлине возложить на ответчика.

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ прекращено производство по административному делу и материалы дела переданы для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Антошина Е.Ю.

Решением суда в иске отказано.

С решением суда не согласна истец. Полагает, что при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Антошиной Е.Ю. не были соблюдены требования п. 5 ч. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем Министерством при рассмотрении данного заявления была нарушена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. Обращает внимание, что действующим земельным законодательством установлена обязательность органа, рассматривающего заявление, возвратить без рассмотрения по существу в течение 10 дней заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка при несоответствии его указанным формальным требованиям. Поскольку ответчиком Антошиной Е.Ю. в своем заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка не был указан кадастровый номер земельного участка, кроме того, в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ ее заявление не содержало полных сведений о документе, удостоверяющем личность (отсутствует код подразделения органа, выдавшего паспорт), оно подлежало возврату заявителю. Соответственно, заявление Киреевой О.Н. подлежало рассмотрению и удовлетворению Министерством. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Антошиной Е.Ю.Сутягин А.Н. просит решение суда оставить без изменения, указывая, что доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В судебном заседание суда апелляционной инстанции представитель истца Калинин В.С., действующий на основании доверенности, поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ Киреева О.Н. обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым площадью (...) кв. м, расположенного по адресу: (.....), категория земель - (...), разрешенное использование - (...) на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в аренду сроком на лет, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обозначением координат характерных точек границ земельного участка. Указанное заявление зарегистрировано ГКУ «Управление земельными ресурсами Республики К..» ХХ.ХХ.ХХ с присвоением входящего .

Письмом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ , Киреевой О.Н. отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, т.к. местоположение образуемого земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым , образованного на основании схемы земельного участка, предоставленной ранее другим лицом с заявлением от ХХ.ХХ.ХХ.

Судом первой инстанции также установлено, что ХХ.ХХ.ХХ зарегистрировано заявление Антошиной Е.Ю. (входящий ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена по адресу: Республика К.., (.....), площадью (...) кв. м в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек в границах земельного участка с кадастровым в меньшем размере, нежели площадь данного земельного участка, то есть испрашивался земельный участок, образуемый из земельного участка с кадастровым .

Распоряжением МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ Антошиной Е.Ю. утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка и предварительно согласовано его предоставление в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Сведения об образованном на основании обозначенной схемы земельном участке, которому присвоен кадастровый , путем раздела земельного участка с кадастровым внесены в ЕГРН.

Кроме того, в ЕГРН содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым : местоположение определено как: (.....), земельный участок расположен (.....) площадь (...) кв. м, категория земель - (...), вид разрешенного использования – (...), сведения о зарегистрированных правах и ограничениях отсутствуют. Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 11.10, 39.6, 39.14, 39.15 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства безусловных оснований для возвращения Антошиной Е.Ю. заявления о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, в связи с чем признал необоснованными требования истца о признании незаконным решения МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ .4-21 об отказе в удовлетворении ее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым , площадью (...) кв. м.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, принимая во внимание отсутствие у Министерства достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении Антошиной Е.Ю. земельного участка по ее заявлению от ХХ.ХХ.ХХ.

МИЗО РК осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия, на основании положений ст. 10.1 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия № 390-П от 02.11.2017.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:

1)        подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2)        подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3)        принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4)        обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5)        осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6)        подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7)        заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с пп. пп. 1, 5 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ).

Аналогичные положения предусмотрены п. п. 20, 54 Административного регламента МИЗО РК по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, утвержденного приказом Госкомитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ХХ.ХХ.ХХ .

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (п. 4 ст. 39.15 ЗК РФ).

Согласно п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 данного Кодекса. Однако подобных нарушений Антошиной Е.Ю. не допущено.

Судом верно установлено, что Антошина Е.Ю. просила предварительно согласовать предоставление земельного участка из земельного участка с кадастровым в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек, т. е. испрашиваемый Антошиной Е.Ю. земельный участок при подаче заявления не мог иметь кадастрового номера, поскольку по смыслу положений ст. ст. 5, 8 5 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» п. 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, являющегося приложением к приказу Минэкономразвития России от ХХ.ХХ.ХХ , кадастровый номер образуемого земельного участка мог быть присвоен в последующем при проведении работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, о чем указано в п.п.1 и 3 оспариваемого истцом распоряжения МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ .

Схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, являющаяся приложением к заявлению Антошиной Е.Ю., имеет указание на кадастровый квартал () и кадастровый номер земельного участка ), из которого подлежит образованию испрашиваемый земельный участок, таким образом, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ оснований для возврата ее заявления у Министерства не имелось, в связи с чем заявление правомерно было рассмотрено МИЗО РК и в связи с отсутствием препятствий для утверждения представленной схемы - удовлетворено.

Поскольку заявление Антошиной А.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду было подано и зарегистрировано ранее, чем заявление Киреевой О.Н., МИЗО РК обоснованно отказало истцу в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду письмом от ХХ.ХХ.ХХ ; предусмотренные законом основания для признания указанного отказа незаконными и возложении на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление истца от ХХ.ХХ.ХХ отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу являются законными и обоснованными, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с отказом в удовлетворении указанного требования истца не имеется оснований для удовлетворения и производных от него требований об оспаривании распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка Антошиной Е.Ю., аннулировании и исключений из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым , образованном на основании указанного распоряжения, и о правах на него.

Доводы апелляционной жалобы повторяют пояснения стороны истца, данные в суде первой инстанции, которые были предметом исследования и проверки суда, однако они не указывают на обстоятельства, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в обжалуемом решении, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией апеллянта, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Маркова А.В.

№ 33-1200/2023

УИД 10RS0017-01-2022-000864-41

2-612/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Никитиной А.В.,

судей Маловой Н.Б., Курчавовой Н.Л.

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску Киреевой О. Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики К.., Антошиной Е. Ю. о признании незаконным решения от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, недействительным распоряжения от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия, аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и правах на него.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Киреева О.Н. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики К.. (далее – МИЗО РК, Министерство) от ХХ.ХХ.ХХ было отказано в удовлетворении ее заявления от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым . Отказ мотивирован тем, что на момент рассмотрения заявления административного истца имелось ранее поданное заявление иного лица от ХХ.ХХ.ХХ в отношении обозначенного земельного участка. Киреева О.Н. просила признать незаконным решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Республика К.., (.....); обязать МИЗО РК повторно рассмотреть ее заявление от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым и при отсутствии иных оснований для отказа принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

После уточнения исковых требований истец просила суд признать незаконным решение МИЗО РК, оформленное письмом от ХХ.ХХ.ХХ , об отказе в удовлетворении заявления Киреевой О.Н. от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым площадью (...) кв. м, категория земель - (...), разрешенное использование - (...), расположенного по адресу: (.....); признать недействительным распоряжение МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать МИЗО РК повторно рассмотреть заявление Киреевой О.Н. от ХХ.ХХ.ХХ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым и при отсутствии иных оснований для отказа принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о земельном участке с кадастровым и о правах на него; расходы по государственной пошлине возложить на ответчика.

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ прекращено производство по административному делу и материалы дела переданы для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Антошина Е.Ю.

Решением суда в иске отказано.

С решением суда не согласна истец. Полагает, что при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Антошиной Е.Ю. не были соблюдены требования п. 5 ч. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем Министерством при рассмотрении данного заявления была нарушена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. Обращает внимание, что действующим земельным законодательством установлена обязательность органа, рассматривающего заявление, возвратить без рассмотрения по существу в течение 10 дней заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка при несоответствии его указанным формальным требованиям. Поскольку ответчиком Антошиной Е.Ю. в своем заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка не был указан кадастровый номер земельного участка, кроме того, в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ ее заявление не содержало полных сведений о документе, удостоверяющем личность (отсутствует код подразделения органа, выдавшего паспорт), оно подлежало возврату заявителю. Соответственно, заявление Киреевой О.Н. подлежало рассмотрению и удовлетворению Министерством. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Антошиной Е.Ю.Сутягин А.Н. просит решение суда оставить без изменения, указывая, что доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В судебном заседание суда апелляционной инстанции представитель истца Калинин В.С., действующий на основании доверенности, поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ Киреева О.Н. обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым площадью (...) кв. м, расположенного по адресу: (.....), категория земель - (...), разрешенное использование - (...) на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в аренду сроком на лет, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обозначением координат характерных точек границ земельного участка. Указанное заявление зарегистрировано ГКУ «Управление земельными ресурсами Республики К..» ХХ.ХХ.ХХ с присвоением входящего .

Письмом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ , Киреевой О.Н. отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, т.к. местоположение образуемого земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым , образованного на основании схемы земельного участка, предоставленной ранее другим лицом с заявлением от ХХ.ХХ.ХХ.

Судом первой инстанции также установлено, что ХХ.ХХ.ХХ зарегистрировано заявление Антошиной Е.Ю. (входящий ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена по адресу: Республика К.., (.....), площадью (...) кв. м в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек в границах земельного участка с кадастровым в меньшем размере, нежели площадь данного земельного участка, то есть испрашивался земельный участок, образуемый из земельного участка с кадастровым .

Распоряжением МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ Антошиной Е.Ю. утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка и предварительно согласовано его предоставление в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Сведения об образованном на основании обозначенной схемы земельном участке, которому присвоен кадастровый , путем раздела земельного участка с кадастровым внесены в ЕГРН.

Кроме того, в ЕГРН содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым : местоположение определено как: (.....), земельный участок расположен (.....) площадь (...) кв. м, категория земель - (...), вид разрешенного использования – (...), сведения о зарегистрированных правах и ограничениях отсутствуют. Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 11.10, 39.6, 39.14, 39.15 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства безусловных оснований для возвращения Антошиной Е.Ю. заявления о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, в связи с чем признал необоснованными требования истца о признании незаконным решения МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ .4-21 об отказе в удовлетворении ее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым , площадью (...) кв. м.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, принимая во внимание отсутствие у Министерства достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении Антошиной Е.Ю. земельного участка по ее заявлению от ХХ.ХХ.ХХ.

МИЗО РК осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия, на основании положений ст. 10.1 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия № 390-П от 02.11.2017.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:

1)        подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2)        подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3)        принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4)        обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5)        осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6)        подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7)        заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с пп. пп. 1, 5 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ).

Аналогичные положения предусмотрены п. п. 20, 54 Административного регламента МИЗО РК по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, утвержденного приказом Госкомитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ХХ.ХХ.ХХ .

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (п. 4 ст. 39.15 ЗК РФ).

Согласно п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 данного Кодекса. Однако подобных нарушений Антошиной Е.Ю. не допущено.

Судом верно установлено, что Антошина Е.Ю. просила предварительно согласовать предоставление земельного участка из земельного участка с кадастровым в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек, т. е. испрашиваемый Антошиной Е.Ю. земельный участок при подаче заявления не мог иметь кадастрового номера, поскольку по смыслу положений ст. ст. 5, 8 5 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» п. 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, являющегося приложением к приказу Минэкономразвития России от ХХ.ХХ.ХХ , кадастровый номер образуемого земельного участка мог быть присвоен в последующем при проведении работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, о чем указано в п.п.1 и 3 оспариваемого истцом распоряжения МИЗО РК от ХХ.ХХ.ХХ .

Схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, являющаяся приложением к заявлению Антошиной Е.Ю., имеет указание на кадастровый квартал () и кадастровый номер земельного участка ), из которого подлежит образованию испрашиваемый земельный участок, таким образом, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ оснований для возврата ее заявления у Министерства не имелось, в связи с чем заявление правомерно было рассмотрено МИЗО РК и в связи с отсутствием препятствий для утверждения представленной схемы - удовлетворено.

Поскольку заявление Антошиной А.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду было подано и зарегистрировано ранее, чем заявление Киреевой О.Н., МИЗО РК обоснованно отказало истцу в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду письмом от ХХ.ХХ.ХХ ; предусмотренные законом основания для признания указанного отказа незаконными и возложении на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление истца от ХХ.ХХ.ХХ отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу являются законными и обоснованными, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с отказом в удовлетворении указанного требования истца не имеется оснований для удовлетворения и производных от него требований об оспаривании распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка Антошиной Е.Ю., аннулировании и исключений из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым , образованном на основании указанного распоряжения, и о правах на него.

Доводы апелляционной жалобы повторяют пояснения стороны истца, данные в суде первой инстанции, которые были предметом исследования и проверки суда, однако они не указывают на обстоятельства, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в обжалуемом решении, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией апеллянта, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1200/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Киреева Ольга Николаевна
Ответчики
Антошина Екатерина Юрьевна
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Калинин Вячеслав Сергеевич
Сутягин Александр Николаевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Филиал публично правовой компании «Роскадастр» по Республике Карелия
Администрация Сортавальского муниципального района
Администрация Сортавальского городского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
10.03.2023Передача дела судье
04.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее