Решение по делу № 3а-31/2021 от 28.04.2021

Дело № 3а-31/2021

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года                          город Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мильшина С.А.

при секретаре Лащенко И.В.,

с участием представителя административного истца Лебедя Ю.А. – Переборы Е.А.,

представителя административного ответчика Правительства Мурманской области Сафиуллина Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедя Ю. А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Лебедь Ю.А. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *:23, общей площадью * кв.м., категория земель - *; а также земельный участок с кадастровым номером *:24, общей площадью * кв.м., категория земель – *. Земельные участки расположены по адресу: ...

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *:23 утверждена Постановлением Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП в размере 3 737 516 рублей 32 копейки.

Вместе с тем, рыночная стоимость данного земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет 1 900 106 рублей, что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 3М/2019/К от 17 марта 2021 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *:24 утверждена Постановлением Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП в размере 6 404 026 рублей 98 копеек.

Рыночная стоимость данного земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет 3 231 025 рублей, что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 4М/2019/К от 17 марта 2021 года.

Поскольку кадастровая стоимость земельных участков влияет на размер налоговых платежей, то увеличение кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью затрагивает права и законные интересы административного истца.

Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *:23, общей площадью * кв.м., категория земель - *, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости - 1 900 106 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *:24, общей площадью * кв.м., категория земель - *, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости - 3 231 025 рублей.

В судебное заседание административный истец Лебедь Ю.А. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Перебора Е.А. в судебном заседании административные исковые требования уточнил, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *:23 в размере рыночной стоимости 2 912 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером *:24 в размере рыночной стоимости 4 753 000 рублей.

Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Сафиуллин Р.Л. в судебном заседании не возражал по существу спора.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) и представители заинтересованных лиц - муниципального образования Кольский район и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В судебном заседании установлено, что Лебедь Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером *:23, общей площадью * кв.м., категория земель - * расположенного по адресу: ...

Также административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., категория земель - *, расположенного по адресу: ...

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок кадастровым номером *:23 поставлен на кадастровый учет 04 октября 2010 года; кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составляет 3 737 516 рублей 32 копейки.

Земельный участок кадастровым номером *:24 поставлен на кадастровый учет 04 октября 2010 года; кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составляет 6 404 026 рублей 98 копеек, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области».

Постановление Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП как нормативный правовой акт не оспаривается, равно как и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.

Вместе с тем, суд полагает, что административный истец вправе оспорить результаты кадастровой стоимости земельного участка, поскольку применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В связи с представлением в ходе судебного разбирательства доказательств, свидетельствующих о наличии сомнений в обоснованности доводов административного истца в части определения рыночной стоимости земельных участков на основании отчетов № 3М/2019/Ку и № 4М/2019/Ку от 21 мая 2021 года, подготовленных ООО «Правовой центр судебной экспертизы», судом по данному делу была назначена судебная экспертиза рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *:23 и *:24.

Согласно экспертному заключению ООО «Респект» от 31 августа 2021 года отчет Общества с ограниченной ответственностью «Правовой центр судебной экспертизы» от 21 мая 2021 года № 3М/2019/Ку, отчет Общества с ограниченной ответственностью «Правовой центр судебной экспертизы» от 21 мая 2021 года № 4М/2019/Ку не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки.

Рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года без учета НДС составляет:

земельного участка с кадастровым номером *:23, площадью * кв.м, расположенного по адресу: Мурманская ..., - 2 912 000 (два миллиона девятьсот двенадцать тысяч) рублей

земельного участка с кадастровым номером *:24, площадью * кв.м, расположенного по адресу: ..., - 4 753 000 (четыре миллиона семьсот пятьдесят три тысячи) рублей.

При этом суд полагает необходимым отметить, что экспертиза проведена без нарушений, экспертом, имеющим соответствующую квалификацию, экспертное заключение не содержит неясностей и противоречий, включает обоснованные выводы по поставленным вопросам и соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащих доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не представлено.

Содержание экспертизы свидетельствует о том, что эксперт проанализировал все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, проверил обоснованность выводов о величине рыночной стоимости земельных участков, содержащиеся в представленных административным истцом отчетах об оценке, выявил в них нарушения пунктов 5, 11 ФСО № 3, пункта 22 ФСО № 7, которые повлекли установление неверной рыночной стоимости земельных участков.

При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт мотивированно применил сравнительный подход. Применяя различные корректировки, поправки и показатели, эксперт учитывал индивидуальные признаки земельных участков, привел подробные обоснования для вычислений. В ходе экспертизы исследовались материалы административного дела.

Выводы эксперта мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Установленный законом порядок проведения экспертизы соблюден (статья 79 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законом, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом выводов экспертного заключения ООО «Респект» от 31 августа 2021 года, суд не принимает в качестве доказательств рыночной стоимости земельных участков представленные стороной административного истца отчеты об оценке № 3М/2019/Ку и № 4М/2019/Ку от 21 мая 2021 года, подготовленные ООО «Правовой центр судебной экспертизы», поскольку в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии данных отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При таком положении рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером *:23, площадью * кв.м, расположенного по адресу: ... и земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м, расположенного по адресу: ..., в размере 2 912 000 (два миллиона девятьсот двенадцать тысяч) рублей и 4 753 000 (четыре миллиона семьсот пятьдесят три тысячи) рублей соответственно, определенную на основании судебной экспертизы, следует признать достоверной и более точной.

Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате земельного налога, прямо зависят от величины кадастровой стоимости земельных участков, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения указанного значения.

Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости законом допускается (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Право административного истца оспорить результаты определения кадастровой стоимости предусмотрено нормами статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Административный истец Лебедь Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением 28 апреля 2021 года.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 174, 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования административного истца Лебедя Ю. А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *:23, общей площадью * кв.м., категория земель - ..., расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 2 912 000 (два миллиона девятьсот двенадцать тысяч) рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *:24, общей площадью * кв.м., *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости в размере 4 753 000 (четыре миллиона семьсот пятьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Датой подачи административного искового заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 28 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Мильшин

3а-31/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедь Юрий Алексеевич
Ответчики
Управление Росреестра по Мурманской области
Правительство Мурманской области
Другие
Перебора Евгений Александрович
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Мильшин Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация административного искового заявления
28.04.2021Передача материалов судье
29.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2021Предварительное судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Судебное заседание
13.09.2021Производство по делу возобновлено
30.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее