Дело № 21-30/2016
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 19 апреля 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Канзай А.А., при секретаре Монгуш Ш.В., рассмотрев жалобу защитника Оюна К.Д. в интересах Сарыглар Д.Б. на решение судьи Эрзинского районного суда Республики Тыва от 08 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника таможенного поста ДАПП Цаган-Толгой Тывинской таможни от 02 октября 2015 года Сарыглар Д.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 (одной второй) от таможенной стоимости предмета административного правонарушения, то есть 19155 (девятнадцать тысяч сто пятьдесят пять) рублей 31 копейка.
Решением судьи Эрзинского районного суда Республики Тыва от 08 декабря 2015 года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Сарыглар Д.Б. без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением судьи, защитник Оюн К.Д. в интересах Сарыглар Д.Б. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить данное решение и постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Сарыглар Д.Б. состава преступления.
В судебном заседании Сарыглар Д.Б. и её защитник Оюн К.Д. жалобу поддержали.
В судебном заседании представители таможни Ооржак С.К., Сарыглар Ч.А. с жалобой не согласились.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушениям признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, подлежащего таможенному оформлению.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
В соответствии с частью 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Согласно положениям статьи 352 ТК РФ критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
В частности в соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан от 18 июня 2010 года, отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из: заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Пунктом 1 приложения 3 к Соглашению к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, отнесены товары, таможенная стоимость которых не превышала сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышал 50 килограммов.
Из постановления от 02 октября 2015 года следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ** на таможенном посту ДАПП Цаган-Толгой гражданка ** Сарыглар Д.Б., следуя через таможенную границу Таможенного союза автомобильным транспортом марки УАЗ с государственным регистрационным знаком № по маршруту г. Улан-Батор (Монголия) - с. Эрзин (Россия), для таможенных целей предъявила багаж в количестве 3 мест, вес составил 53,65 кг. Пассажирская таможенная декларация гражданкой Сарыглар Д.Б. не предъявлялась, таможенная стоимость перемещаемого товара не установлена. Согласно объяснениям Сарыглар Д.Б. перемещаемый ею товар предназначен для личного пользования.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, суд первой инстанции исходил из веса багажа, который составил 53,65 кг.
Судом второй инстанции в выездном судебном заседании 29 марта 2016 года в помещении аэропорта города Кызыла производился перевес вещей (багажа), являющихся предметом административного правонарушения.
Общий вес вещей (багажа), изъятых у Сарыглар Д.Б., составил 48,5 кг.
При этом таможенным инспектором Сарыглар Ч.А. суду пояснил, что он вернул Сарыглар Д.Б. ручную кладь весом 5.4 кг. В подтверждение своих слов он предоставил акт от 08 октября 2015 года о передаче вещей Сарыглар Д.Б.
Суд, данный акт в качестве доказательства принять не может, поскольку допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С., суду показал, что факт передачи вещей Сарыглар Д.Б. он не видел, в акте от 08 октября 2016 года расписался по просьбе Сарыглар Ч.А.
Таким образом, таможенный орган не доказал, что Сарыглар Д.Б. для таможенных целей предъявила багаж весом более 50 кг.
Согласно заключению экспертизы № от 25.08.2015 года общая итоговая цена товаров на 22 августа 2015 года составляет 48560 рублей, что по курсу ЦБ РФ на 22 августа 2015 года составило 633,36 евро (76.67 руб. = 1 евро).
Анализ приведенных норм таможенного законодательства применительно к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что правильность квалификации действий лица по данной норме и определение размера административного штрафа зависят от того, в каких целях был ввезен товар в Российскую Федерацию: в коммерческих или для личного пользования. При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 13 июля 2010 года N 15-П, согласно которой при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, а также исчисления размера административного штрафа следует исходить из таможенной стоимости всего перемещаемого товара, за вычетом той ее части, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, на 22 августа 2015 года относились товары, таможенная стоимость которых не превышала сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышал 50 килограммов.
Стоимость товаров ввезенных Сарыглар Д.Б. через таможенную границу составила 633,36 евро, вес 48,5 кг. Доказательства ввоза товара для коммерческих целей в деле отсутствуют.
Таким образом, в действиях Сарыглар Д.Б. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Эрзинского районного суда Республики Тыва от 08 декабря 2015 года и постановлением начальника таможенного поста ДАПП Цаган-Толгой Тывинской таможни от 02 октября 2015 года в отношении Сарыглар Долааны Борисовны отменить.
Производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Отнести на счет федерального бюджета издержки в сумме 2 221,28 рубля, израсходованные Тывинской таможней на производство оценочной экспертизы.
Судья А.А. Канзай