Дело № 2-3118/23
(76RS0014-01-2023-002035-97)
Изг. 22.08.2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль 08 августа 2023 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Петухова Р.В.,
при секретаре Михалиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии города Ярославля и МОУ ДО «Дворец пионеров» о возложении обязанности выделить финансирование и принятии мер к выполнению работ,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования мэрии города Ярославля и МОУ ДО «Дворец пионеров» о возложении обязанности выделить финансирование и принятии мер к выполнению работ, в котором просил:
-Обязать департамент образования мэрии города Ярославля в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения работ по устранению нарушений, изложенные, в предписании Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 09.06.2021 № выданного МОУ ДО «Дворец пионеров», а именно: оборудовать здание по адресу: <адрес> аварийным эвакуационным освещением, то есть освещением путей эвакуации, подключенному к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения;
-Обязать МОУ ДО «Дворец пионеров» в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы во исполнение предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 09.06.2021 № выданного МОУ ДО «Дворец пионеров», а именно: оборудовать здание по адресу: <адрес> аварийным эвакуационным освещением, то есть освещением путей эвакуации, подключенному к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.
В заявлении указано, что прокуратурой Кировского района г. Ярославля по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения материально-технического состояния зданий образовательных учреждений, в ходе которой выявлены нарушения, изложенные в предписании от 09.06.2021 № срок устранения которых был определен до 15.10.2022 года.
В нарушение требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 16.09.2021 (далее также ППР в РФ), СП 52.13330.2016 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" здание не оборудовано аварийным эвакуационным освещением, а именно отсутствует освещение путей эвакуации, подключенное к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.
Помощник прокурора Кировского района города Ярославля Сергеева Е.О. в судебном заседании требования поддержала.
В судебном заседании представитель Департамента образования мэрии г.Ярославля по доверенности Афанасьева Е.С. с заявленными требованиями согласилась, полагала, что срок для выделения финансирования должен быть увеличен.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу п.2 ч.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (ч.7 ст.28 вышеназванного федерального закона).
В силу п.8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст.37 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
На основании п.37 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 16.09.2021, запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской. В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Из п.7.6.1 и п.7.6.3 СП 52.13330.2016 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (далее также СП 52.13330.2016) следует, что аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное. Эвакуационное освещение подразделяется на освещение путей эвакуации (включая систему указания путей эвакуации), освещение зон повышенной опасности и антипаническое эвакуационное освещение. Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания рабочего освещения. Аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении питания рабочего освещения либо вручную, если автоматика не сработала. Освещение путей эвакуации в помещениях, местах производства работ вне зданий и на технологических площадках промышленных предприятий следует предусматривать по путям эвакуации: в коридорах и проходах по путям эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления пути; на пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом из помещения, требующего эвакуационного освещения; перед пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи; в местах размещения средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации; снаружи перед конечным выходом из здания или сооружения; на технологических площадках и лестницах промышленных предприятий; в рабочих зонах наружных технологических установок; на площадках и лестницах обслуживания наружной технологической аппаратуры, резервуаров, сливоналивных эстакадах и лестницах; на технологических и кабельных эстакадах.
В силу п.3 ч.1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст.53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании ч.9 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.
В соответствии с Уставом МОУ ДО «Дворец пионеров» является некоммерческой организацией, осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, направленной на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Образовательная деятельность осуществляется в помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является городской округ Ярославль. Функции и полномочия учредителя МОУ ДО «Дворец пионеров» от имени города Ярославля осуществляют Департамент образования мэрии города Ярославля (учредитель).
Из приведенных норм права и положений Устава образовательного учреждения следует, что Департамент образования мэрии города Ярославля обязан финансировать подведомственное учреждение.
Во исполнение решения главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору Лебедева А.А. от 01.06.2021 № в отношении МОУ ДО «Дворец пионеров» проведена проверка, по результатам которой выявлен ряд нарушений, изложенных в предписании от 09.06.2021 № срок устранения, которых определен до 15.10.2022.
В нарушение требований ППР в РФ, СП 52.13330.2016 безопасная эвакуация людей при пожаре на путях эвакуации не обеспечена: здание не оборудовано аварийным эвакуационным освещением, а именно отсутствует освещение путей эвакуации, подключенное к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что финансирование работ по оборудованию указанного учреждения аварийным эвакуационным освещением на 2023 год запланировано не было, а дополнительные ассигнования могут быть распределены только в случае внесения соответствующих изменений в бюджет города Ярославля, а также учитывая, что при проведении указанных работ в учреждении необходимо соблюдать требования ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из требований разумности, суд приходит к выводу о том, что предложенный прокурором срок исполнения решения суда является недостаточным и считает необходимым установить срок для исполнения решения суда Департаменту образования мэрии города Ярославля в течение 1 года 6 месяцев, а МОУ ДО «Дворец пионеров» в течение шести месяцев после поступления денежных средств.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Департамент образования мэрии города Ярославля (ИНН №) в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения работ по устранению нарушений, изложенные, в предписании Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 09.06.2021 № выданного МОУ ДО «Дворец пионеров», а именно: оборудовать здание по адресу: <адрес>, аварийным эвакуационным освещением, то есть освещением путей эвакуации, подключенному к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.
Обязать МОУ ДО «Дворец пионеров» (ИНН №) в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы во исполнение предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 09.06.2021 № выданного МОУ ДО «Дворец пионеров», а именно: оборудовать здание по адресу: <адрес> аварийным эвакуационным освещением, то есть освещением путей эвакуации, подключенному к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
Р.В. Петухов |