ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 августа 2019 года с. Богучаны
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Киселев С.В., при секретаре Шабалиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении:
общества ограниченной ответственностью «Домотека», .,
УСТАНОВИЛ:
16 января 2019 года в период времени с 11,00 часов до 11,30 часов ООО «Домотека» по месту осуществления предпринимательской деятельности по лесопереработке древесины по адресу ., примерно в 1,5 км. по направлению на север от ориентира ст. Чунояр, прокуратурой Богучанского района Красноярского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, размещении и ином обращении с отходами производства, образующиеся отходы производства от лесопиления в виде горбыля и опилок накапливаются и складируются на земельном участке, с кадастровым номером ., общей площадью 30000 кв.м., по месту осуществления ООО «Домотека» производственной деятельности, чем нарушены требования Закона РФ «Об отходах производства и потребления».
По результатом проведенной проверки, Постановлением от 31.01.2019 года прокуратурой Богучанского района Красноярского края возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Домотека».
В судебное заседание Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела почтовым уведомлением, своего представителя не обеспечил. В представленном в материалы дела определении о передаче административного дела в суд, настаивало на применении меры административного наказания в отношении ООО «Домотека» в виде приостановления эксплуатации деревообрабатывающих станков.
В судебное заседание ООО «Домотека», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела почтовым уведомлением, своего представителя не обеспечил. В поданном ходатайстве законный представитель Зайцев С.Г. просил применить меру административного наказания в виде предупреждения в соответствие со ст. ст. 3.4,4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Богучанского района пояснил, что выявленные нарушения, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не устранены до настоящего времени, просил приостановить эксплуатации деревообрабатывающих станков ООО «Домотека» на максимальный срок.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Изучив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
На основании ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что следует из п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 года № 721, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах I-V класса опасности.
Приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", с установленным порядком заполнения формы №2-ТП (отходы), указанным в общих положениях. При этом, отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона РФ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В ходе судебного заседания установлено, что согласно Устава Общества и выписке из ЕГРЮЛ, основным видом уставной деятельности ООО «Домотека» является деятельность по оптовой торговле пиломатериалами и другими не запрещенными видами деятельности.
16.01.2019 года в период с 11,00 часов до 11,30 часов в ходе прокурорской проверке в отношении ООО «Домотека» выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, относящиеся к 5 классу опасности, имеющих код в соответствии с ФКО, а именно:
-не ведется журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
-деятельность ведется в отсутствие договоров на вывоз отходов, подписанных с лицензированной организацией;
-отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов за 2018 год не направлялась в компетентный орган;
-отсутствует специально оборудованная площадка для временного хранения отходов производства, поскольку отходы из горбыля из натуральной чистой древесины (30522001215), отходы из опилок из натуральной чистой древесины (30523001435) накапливаются вне оборудованной площадки временного накопления отходов на производственной территории;
-не ведутся паспорта на отходы, чем нарушены вышеприведенные нормы действующего экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
По результатам проведенной проверке прокурором в отношении ООО «Домотека» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и направлено прокурором для рассмотрения по существу в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
12.07.2019 года определением заместителя министра – начальником отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гуменюк Ю.А. материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Богучанский районный суд Красноярского края с ходатайством о применении санкции в виде приостановки эксплуатации деревообрабатывающих станков ООО «Домотека».
Перечисленное является нарушением вышеперечисленных нормативно-правовых актом Российской Федерации, в силу чего действия (бездействия) ООО «Домотека» квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и виновность ООО «Домотека» в его совершении подтверждены помимо постановления прокурора от 31 января 2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от 16.01.2019 года; фототаблицей выявленных нарушений природоохранительного законодательства к акту проверки; договором аренды земельного участка от 29.10.2015 года № 29/2015; объяснением бухгалтера ООО «Домотека» Ж. Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Домотека»; свидетельством о постановке на налоговый учет, а также иными материалами дела исследованные судом.
Суд находит необоснованным и подлежащим отклонению указание прокуратуры по результатам проведенной проверки о наличии выявленного у ООО «Домотека» недостатка – отсутствие паспорта на отходы, поскольку обнаруженный на месте предпринимательской деятельности ООО «Домотека» отходов в виде горбыля и опилок из натуральной чистой древесины, относится к V классу опасности, тогда как в соответствие с ч. 3 ст. 14 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", требования к ведению паспортов отходов, отнесенных к V классу опасности не является обязательным.
Вместе с тем, кроме отклоненного судом вышеназванного недостатка, доказательств опровергающие отсутствие выявленных нарушений при проверке ООО «Домотека» суду не представлено.
Таким образом, судья находит законным и обоснованным квалифицировать действия ООО «Домотека» по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В поданном ходатайстве представитель ООО «Домотека» Зайцев С.Г. просит о применении наказания к ООО «Домотека» в виде предупреждения, что судом принимается как признание вины в совершении правонарушения, подлежащее учету в качестве смягчающего вину обстоятельства.
Рассматривая вопрос о применении к ООО «Домотека» административного наказания в виде предупреждения, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ при совершении впервые, в том числе юридическим лицом административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В положении ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ отмечается, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. На основании ч. 2 ст. 51 указанного Закона сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено утверждение федеральных санитарных правил, которые являются обязательными как для граждан, так и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить, либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Органы и должностные лица, проверяющие соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, вправе требовать от лица, в том числе, и в судебном порядке, приостановить или запретить осуществление соответствующей деятельности.
Учитывая, что для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствует совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, то есть совершение административного правонарушения впервые и отсутствие причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, заявленное ООО «Домотека» ходатайство о применении административного наказания в виде предупреждения, подлежит оставлению без удовлетворения.
Поскольку, выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды деятельностью ООО «Домотека» создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу возникновения и распространения заболеваний, суд, безопасности для окружающей среды, возникновению и распространению огня, суд приходит к заключению о применении в отношении ООО «Домотека» административного наказания в виде приостановления эксплуатации деревообрабатывающих станков.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, судья установил признание вины.
Обстоятельств, отягчающих наказание в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ судья не усмотрел.
При назначении наказания судья учитывает характер и степень административного правонарушения, выразившееся, в том числе в накоплении отходов в отсутствие площадки для временного накопления отходов, что может способствовать возникновению и распространению огня и созданию угрозы причинения вреда не только окружающей среде, но и угрозы жизни и здоровью населения, правовое положение субъекта административной ответственности, объект административного посягательства, смягчающие ответственность обстоятельства, иные данные, характеризующие субъект административной ответственности и находит обоснованным применить к правонарушителю наказание в виде административного приостановления деятельности в пределах санкции статьи, поскольку иной вид наказания, не обеспечит достижение целей административного наказания, установленных ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.12, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество ограниченной ответственности «Домотека» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, эксплуатируемого ООО «Домотека» по адресу ., примерно в 1,5 км. по направлению на север от ориентира ст. Чунояр, сроком на 90 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления эксплуатации лесопильного и деревообрабатывающего оборудования ООО «Домотека».
Разъяснить, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ, суд на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление в части приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Богучанский районный суд Красноярского края.
Судья С.В. Киселев