Дело № 2-108/2024
УИД 21RS0016-01-2023-001735-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием прокурора – помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
о возложении обязанности принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке автомобильной дороги от дома №40б до дома № 56 по улице Овражная в деревне Малое Шахчурино Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики по результатам рассмотрения обращения гражданки <ФИО1> установлено, что автомобильная дорога от дома №40б до дома №56 по улице Овражная в деревне Малое Шахчурино не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включена и является бесхозяйной, паспортизация, а также составление технического отчета инструментальной диагностики автомобильной дороги не произведены.
Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, осуществлять учет дорог, в том числе в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме этого, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Вместе с тем администрацией муниципального округа установленные законом меры по принятию на учет указанного объекта недвижимости и по направлению заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, находящейся на территории муниципального образования, не приняты.
В этой связи прокуратурой района главе администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики 7 августа 2023 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Бельская А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Ответчик – администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, каких-либо ходатайств не заявляла.
Суд расценивает неявку представителя ответчика волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, в связи с чем не усмотрел препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ППК «Роскадастр», извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Чебоксарского района, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления поселения обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на соответствующий учет в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно приказу Росстата от 29 декабря 2017 года № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» классификация автомобильных дорог (в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств) и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения отнесены полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории.
Приказ Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» предусматривает, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 9).
Пунктами 4.2.1 и 4.2.2 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», утвержденного приказом Росстандарта от 31 августа 2016 года №1004-ст, определено, что паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий й сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В соответствии с п. 3 приказа Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», зарегистрировано в Минюсте России 20 ноября 2020 года № 61024 оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с п.п. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу п.п. 1, 2, 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе рассмотрения обращения гражданки <ФИО1>, прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики выявлено, что автомобильная дорога от дома №40б до дома №56 по улице Овражная в деревне Малое Шахчурино, построенная в 2021 году (Муниципальный контракт №20 от 11 мая 2021 года) по программе «Инициативного бюджетирования», протяженностью 220 метров, не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включена и является бесхозяйной, паспортизация, а также составление технического отчета инструментальной диагностики автомобильной дороги не произведены.
Данная автомобильная дорога проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами 21:21:076545:654, 21:21:076545:1435, 21:21:076545:1380 категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Гурий», правообладателем которых является муниципальное образование – Чебоксарский муниципальный округ, также указанная дорога проходит по земельному участку с кадастровым номером 21:21:000000:9130, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, правообладателем которой является <ФИО3>
Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, осуществлять учет дорог, в том числе в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме этого, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Вместе с тем администрацией муниципального округа установленные законом меры по принятию на учет указанного объекта недвижимости и по направлению заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, находящейся на территории муниципального образования, не приняты.
В этой связи 7 августа 2023 года прокуратурой района главе администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики внесено представление.
Из ответа первого заместителя главы администрации – начальника управления благоустройства и развития территорий администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики <ФИО2> от 26 сентября 2023 года, адресованного прокуратуре Чебоксарского района Чувашской Республики, следует, что автомобильная дорога от дома №40б до дома №56 по улице Овражная в деревне Малое Шахчурино в реестре автомобильных дорог администрации Чебоксарского муниципального округа не значится. Работы по подготовке технического паспорта испрашиваемой дороги не выполнялись.
Земельные участки под автомобильную дорогу сформированы. Земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:076545:654, 21:21:076545:1435, 21:21:076545:1380 находятся в собственности Чебоксарского муниципального округа. Земельный участок с кадастровым номером 21:21:000000:9130 – на стадии передачи в собственность администрации.
На текущую дату ведется работа по заключению муниципального контракта на проведение работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов Чебоксарского муниципального округа, в том числе в населенных пунктах Синьяльского территориального отдела. После проведения вышеуказанных работ будет проведена работа по их постановке на кадастровый учет.
Таким образом, исковые требования прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на администрацию Чебоксарского муниципального округа подлежит возложению обязанность по принятию мер к постановке автомобильной дороги от дома №40б до дома № 56 по улице Овражная в деревне Малое Шахчурино Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке автомобильной дороги от дома №40б до дома № 56 по улице Овражная в деревне Малое Шахчурино Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 7 марта 2024 года.