Дело № 2а-1063/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово в составе:
председательствующего судьи Гречановской О.В.
при секретаре Тараненко Ю.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
22 февраля 2018 года
административное дело по административному иску Администрации г. Кемерово к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 71285/17/42034-ИП,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Кемерово обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с требованиями к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 71285/17/42034-ИП.
Требования мотивирует тем, что решением Центрального районного суда г. Кемерово по гражданскому делу № 2-3392/2017 на администрацию г. Кемерово возложена обязанность предоставить Иванов К.В. на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения. 12.09.2017 г. решение суда вступило в законную силу.
02.10.2017 г. постановлением судебного пристава возбуждено исполнительное производство № 71285/17/42034-ИП в отношении Администрации г. Кемерово.
14.11.2017 г. Центральным районным судом г. Кемерово по заявлению Администрации г. Кемерово вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения до 01.06.2018 г.
В рамках исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем Ташлыкова Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации г. Кемерово в размере 50000 рублей.
Истец полагает, что исполнительный документ не исполнен по основаниям, объективно не позволяющим выполнить требования исполнительного листа в пятидневный срок, поскольку жилые помещения предоставляются из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам проведенного аукциона заключен муниципальный контракт от 30.03.2017 г. № Ф.2017. 80783, предметом которого является долевое участие в финансировании строительства 28 однокомнатных благоустроенных квартир в многоквартирном жилом доме по строительному адресу ... для обеспечения жилищных прав детей-сирот. Застройщик обязан передать объекты долевого строительства участнику долевого строительства не позднее 01.03.2018 г.
Квартира ### закреплена за Иванов К.В. Однако до регистрации права муниципальной собственности исполнение решения суда по предоставлению Иванов К.В. жилого помещения невозможно.
По мнению представителя истца, Администрацией г. Кемерово приняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда.
Истец просит освободить Администрацию г. Кемерово от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 71285/17/42034-ИП.
Представитель административного истца Кадошникова С.В., действующая на основании доверенности от 22.01.2018 г., в судебном заседании поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что предоставление жилого помещения гражданину требует значительного времени, поскольку необходимо оформить право собственности муниципального образования на жилое помещение. В связи с этим, администрация муниципального образования не в силах исполнить решение суда в пятидневный срок. Кроме того, администрация г. Кемерово после вынесения решения обращалась в суд и с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, которое было удовлетворено судом и предоставлен срок до 01.06.2018 г. Таким образом, представитель истца полагает, что наложение исполнительского сбора до 01.06.2018 г. не является законным
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области Ташлыкова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Возражения предоставила в письменном виде, которые приобщены к материалам дела.
Представитель УФССП России по Кемеровской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 358 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения настоящего административного иска.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа
Как следует из материалов дела, 02.10.2017 г. возбуждено исполнительное производство № 71285/17/42034-ИП на основании исполнительного листа ### от 20.09.2017 г., выданного Центральным районным судом г. Кемерово по делу № 2-3392/2017 по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Иванов К.В. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Предметом исполнения является предоставление жилья Иванов К.В. по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Кемерово. Установлен срок 5 дней с момента получения постановления для добровольного исполнения решения суда.
25.12.2017 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области вынесено постановление о взыскании с администрации г. Кемерово исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения (л.д. 5).
Жилищным кодексом РФ установлены основания и порядок представления жилого помещения по договору социального найма.
Так, в соответствии с частью 1 стати 49 ЖК РФ По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с положениями статьи 18 ЖК РФ Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Государственная регистрация прав собственников на объекты недвижимого имущества производится в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Как установлено судом, в целях исполнения судебного решения 30.03.2017 г. между ООО «Финансово-строительная компания СтройСиб-42» и Управлением городского развития администрации г. Кемерово от имени Администрации г. Кемерово заключен муниципальный контракт № Ф.2017.80783 (л.д. 6-10), предметом которого является участие в долевом строительстве 28 однокомнатных благоустроенных квартир в многоквартирном жилом доме в г. Кемерово по строительному адресу г... Застройщик обязуется передать объекты долевого строительства участнику долевого строительства в срок не позднее 01.03.2018 г.
Иванов К.В. в письменном заявлении подтвердил свое согласие на предоставление ему жилого помещения по строительному адресу ..., общей строительной площадью 25 кв.м. по договору специализированного найма (л.д. 12).
Кроме того, 13.02.2018 г. между Администрацией г. Кемерово и Корнева А.В. заключен договор № 23338 найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с котором Иванов К.В. передано по владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу ... для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства. Указанный договор заключен между сторонами на срок с 13.02.2018 г. по 12.02.2023 г.
Таким образом, судом установлено, что фактически нарушения прав Иванов К.В. Администрацией г. Кемерово, не допущено. В настоящее время Иванов К.В. жилым помещением обеспечен. Администрацией г. Кемерово принимаются меры для надлежащего исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово.
Кроме того, Администрация г. Кемерово обращалась в Центральный районный суд г. Кемерово с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Иванов К.В. к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить жилое помещение.
Определением суда от 14.11.2017 г. Администрации г. Кемерово предоставлена отсрочка исполнения решения суда по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Иванов К.В. к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить жилое помещение на срок до 01.06.2018 г.
Суд полагает, что в материалы дела представлены достаточные допустимые доказательства того, что администрацией г. Кемерово были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по исполнению судебного решения, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа.
Очевидно, что исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, было невозможно по независящим от должника причинам.
Учитывая, что Администрацией г. Кемерово решение суда фактически исполнено, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, освободив административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации города Кемерово к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №71285/17/42034-ИП удовлетворить.
Освободить Администрацию города Кемерово от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области от 25.12.2017 г. по исполнительному производству №71285/17/42034-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 27.02.2018 г.
Судья Гречановская О.В.