Решение по делу № 2-534/2018 от 03.11.2017

Дело №2-534/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2018 года                                                  г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева И.И.

при секретаре Петрове В.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природопользования Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Рендер» о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде (почве), -

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в суд с иском к ООО «Рендер» в интересах неопределенного круга лиц о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде (почве), в размере 5920800 рублей. В основание иска указано, что ООО «Рендер» использует земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060736:270, принадлежащий на праве собственности с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», не имеющий установленных границ на местности, не по целевому назначению и принадлежностью к категории земель, а именно использует земельный участок для размещения и утилизации (использования) отходов производства и потребления для планировки территории в отсутствие проектной документации, предусматривающей мероприятия по охране окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду при обращении с отходами, соответствия деятельности экологическим и санитарным правилам и нормативам.

Морфологический состав отходов отнесен в соответствии с Федеральным квалификационным каталогом отходов, утвержденных приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 к видам отходов I-IV класса опасности.

Отходы производства и потребления размещены (складированы) на земельном участке на открытом грунте в виде насыпи высотой до 3-х метров относительно прилегающих участков местности, площадью не менее 3 Га. Визуальный контроль за ввозимыми отходами не ведется. Документация на право производства работ на указанном участке, в том числе по размещению (складированию) и утилизации (использованию) отходов, не представлена.

Кроме того, 28.10.2016 года с привлечением экспертной организации произведен отбор отходов на трех пробных площадках на земельном участке с К№ 50:09:0060736:270, размещенных и утилизированных (использованных для планировки территории) отходов. По результатам лабораторных исследований экспертным заключением ООО «Центр экологических анализов и расчетов» от 22.11.2016 г. № 13 установлено, что пробы отходов строительства, производства и потребления, отобранные на трех пробных площадках на земельном участке с К№ 50:09:0060736:270, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды и размер вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления составляет 5920800 руб. Расчет размера вреда произведен в соответствии с пунктом 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г. № 238. На основании изложенного, истец вынужден был обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против иска по доводам письменных возражений на иск.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ответчик по делу - общество с ограниченной ответственностью «Рендер» использует земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060736:270, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, в районе н.п. Носово, принадлежащий на праве собственности с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», не имеющий установленных границ на местности, не по целевому назначению и принадлежностью к категории земель, а именно использует земельный участок для размещения и утилизации (использования) отходов производства и потребления для планировки территории в отсутствие проектной документации, предусматривающей мероприятия по охране окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду при обращении с отходами, соответствия деятельности экологическим и санитарным правилам и нормативам.

Морфологический состав отходов отнесен в соответствии с Федеральным квалификационным каталогом отходов, утвержденных приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 к видам отходов I-IV класса опасности.

Отходы производства и потребления размещены (складированы) на земельном участке на открытом грунте в виде насыпи высотой до 3-х метров относительно прилегающих участков местности, площадью не менее 3 Га. Визуальный контроль за ввозимыми отходами не ведется. Документация на право производства работ на указанном участке, в том числе по размещению (складированию) и утилизации (использованию) отходов, не представлена.

Кроме того, 28.10.2016 года с привлечением экспертной организации произведен отбор отходов на трех пробных площадках на земельном участке с К№ 50:09:0060736:270, размещенных и утилизированных (использованных для планировки территории) отходов. По результатам лабораторных исследований экспертным заключением ООО «Центр экологических анализов и расчетов» от 22.11.2016 г. № 13 установлено, что пробы отходов строительства, производства и потребления, отобранные на трех пробных площадках на земельном участке с К№ 50:09:0060736:270, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды и размер вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления составляет 5920800 руб. Расчет размера вреда произведен в соответствии с пунктом 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г. № 238.

Протоколом от 02.12.2016 г., составленным ст.государственный инспектором в области охраны окружающей среды Московской области, Косманевым А.Л., подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, которое посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Постановлением от 23.12.2016 года общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности называет компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Частями с и 2 статьи 37 Закона установлено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 51 Закона сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещаются.

В соответствии со статьей 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со статьей 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 3.2. временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности, на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов.

Согласно пункту 3.6 указанных СанПиН накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

В силу пункта 3.7 СанПиН при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, нашли свое доказательственное значение, факт нарушения ответчиком требований по охране окружающей среды и причинения вреда окружающей среде (почве) установлены, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика в подтверждение обстоятельств, на которых он выстраивает свою защиту, носят голословный характер и документально не подтверждены.

Расчет вреда судом проверен и признан арифметически верным. Предметно стороной ответчика надлежаще не оспорен. Оснований для освобождения ответчика от ответственности судом не усмотрено. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Министерства экологии и природопользования Московской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить и взыскать с ООО «Рендер» в бюджет Солнечногорского муниципального района Московской области в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде (почве) 5 920 800 рублей.

    Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца, с момента его составления в окончательной форме 27 апреля 2018 года.

Судья:                                                     И.И. Гордеев

2-534/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и природопользования МО
Ответчики
ООО Рендер
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
03.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2017Передача материалов судье
07.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2017Подготовка дела (собеседование)
11.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2018Судебное заседание
13.02.2018Судебное заседание
12.03.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Подготовка дела (собеседование)
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
02.03.2020Дело передано в архив
24.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее