Решение по делу № 2-347/2024 от 10.09.2024

УИД 56RS0004-01-2024-000411-98

Дело № 2-347/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 октября 2024 года с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего Богдановой А.В.,

при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам ФИО1, администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее право) и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

администрация Александровского района Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, установлено, что умершему ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. После смерти ФИО1 земельным участком никто не пользуется, участок заброшенный, сведения о наследниках отсутствуют, границы земельного участка не установлены.

В связи с тем, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение права (ранее возникшего) возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда, истец просил суд: вынести решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> прекратить право собственности (ранее возникшее) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на данный земельный участок.

Представители истца – администрации Александровского района Оренбургской области, ответчика – администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по существу не просили, возражений относительно иска суду не направили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд, приходит к следующему.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Статьей 15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о праве собственности на землю № 206, выданному 2ноября 1992года на основании решения администрации Добринского сельсовета, ФИО1 в собственность предоставлен земельный участок площадью 0,35 га для огородничества (л.д.8).

Из выписки из похозяйственной книги от 19 марта 2024 года №49, выданной администрацией Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № 6 за 1991-1996годы 2ноября 1992 года сделана запись на основании свидетельства о праве собственности на землю № 206 от 2 ноября 1992 года, выданного администрацией Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области (л.д.9).

В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , в частности: «Дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ год, местоположение: <адрес>, площадь 3 500 кв.м., разрешенное использование: огородничество, категория земель: земли населенных пунктов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества. Вид права: собственность. Правообладатель: ФИО1, реквизиты документа-основания: оценочная опись земельных участков от 17 декабря 2005года , сведения о зарегистрированных правах и об описании местоположения земельного участка отсутствуют (л.д. 18-19).

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, последнее место жительства умершего: <адрес>, о чем 21декабря 2012года составлена запись акта о смерти №12, выдано свидетельство о смерти I-РА № 867428 (л.д. 12, 27).

В соответствии со статьёй 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 статьи 14 вышеуказанного закона регламентированы основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом в силу части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13 июля 2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Статья 69.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями по:

- проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона №218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых, могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

- проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;

- подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

- взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

- принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

- направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона №218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ.

В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.

В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п. 20 вышеуказанной статьи).

Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводят всю необходимую работу, как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков - самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.

Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что недопустимо в силу статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

В данном споре сведений о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ, преобразования «учтенных» в ЕГРН земельных участков не представлено, какие-либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

После смерти ФИО1 с заявлением о вступлении в наследство обратился его сын ФИО4, которому выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады и компенсацию. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> наследственную массу не вошел.

Суд учитывает, что наследник умершего не лишен права распорядиться по своему усмотрению спорным земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства.

Оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, суд не усматривает.

Требование администрации Александровского района Оренбургской области о прекращении право собственности (ранее возникшее право) на данный земельный участок ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам ФИО1, администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее право) на земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Богданова

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2024 года.

УИД 56RS0004-01-2024-000411-98

Дело № 2-347/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 октября 2024 года с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего Богдановой А.В.,

при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам ФИО1, администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее право) и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

администрация Александровского района Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, установлено, что умершему ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. После смерти ФИО1 земельным участком никто не пользуется, участок заброшенный, сведения о наследниках отсутствуют, границы земельного участка не установлены.

В связи с тем, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение права (ранее возникшего) возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда, истец просил суд: вынести решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> прекратить право собственности (ранее возникшее) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на данный земельный участок.

Представители истца – администрации Александровского района Оренбургской области, ответчика – администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по существу не просили, возражений относительно иска суду не направили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд, приходит к следующему.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Статьей 15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о праве собственности на землю № 206, выданному 2ноября 1992года на основании решения администрации Добринского сельсовета, ФИО1 в собственность предоставлен земельный участок площадью 0,35 га для огородничества (л.д.8).

Из выписки из похозяйственной книги от 19 марта 2024 года №49, выданной администрацией Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № 6 за 1991-1996годы 2ноября 1992 года сделана запись на основании свидетельства о праве собственности на землю № 206 от 2 ноября 1992 года, выданного администрацией Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области (л.д.9).

В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , в частности: «Дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ год, местоположение: <адрес>, площадь 3 500 кв.м., разрешенное использование: огородничество, категория земель: земли населенных пунктов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества. Вид права: собственность. Правообладатель: ФИО1, реквизиты документа-основания: оценочная опись земельных участков от 17 декабря 2005года , сведения о зарегистрированных правах и об описании местоположения земельного участка отсутствуют (л.д. 18-19).

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, последнее место жительства умершего: <адрес>, о чем 21декабря 2012года составлена запись акта о смерти №12, выдано свидетельство о смерти I-РА № 867428 (л.д. 12, 27).

В соответствии со статьёй 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 статьи 14 вышеуказанного закона регламентированы основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом в силу части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13 июля 2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Статья 69.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями по:

- проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона №218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых, могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

- проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;

- подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

- взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

- принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

- направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона №218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ.

В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.

В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п. 20 вышеуказанной статьи).

Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводят всю необходимую работу, как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков - самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.

Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что недопустимо в силу статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

В данном споре сведений о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ, преобразования «учтенных» в ЕГРН земельных участков не представлено, какие-либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

После смерти ФИО1 с заявлением о вступлении в наследство обратился его сын ФИО4, которому выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады и компенсацию. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> наследственную массу не вошел.

Суд учитывает, что наследник умершего не лишен права распорядиться по своему усмотрению спорным земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства.

Оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, суд не усматривает.

Требование администрации Александровского района Оренбургской области о прекращении право собственности (ранее возникшее право) на данный земельный участок ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам ФИО1, администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее право) на земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Богданова

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2024 года.

2-347/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Александровского района
Ответчики
администрация Добринского сельсовета
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Богданова Анна Владимировна
Дело на странице суда
aleksandrovsky.orb.sudrf.ru
10.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2024Передача материалов судье
13.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2024Дело оформлено
25.11.2024Дело передано в архив
07.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее