№2а-3054/2022
24RS0017-01-2022-003317-92
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2022 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Науджус О.С.,
при секретаре – Васильевой О.А.,
с участием административного истца Измайлова Д.А.,
представителя административного ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю Борзовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Измайлова Дмитрия Александровича к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Измайлов Д.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Красноярскому краю, требуя признать незаконным его удержание в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 21.07.2012 по 13.08.2012 (23 дня), взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей, указывает, что до осуждения проживал и был зарегистрирован в д.Касьяново Нижнеигашского района Красноярского края. Постановлением Нижнеигашского районного суда Красноярского края от 06.09.2010 ему отменено условное осуждение с заменой на реальное лишение свободы на срок 2 года 3 месяца с отбыванием наказания в колонии поселения, указано следовать к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно, 21.09.2010 прибыл для отбытия срока наказания в КП-48 п.Курдояки Красноярского края, откуда 14.10.2010 был этапирован в Нижнеигашский районный суд Красноярского края по обвинению в совершении преступления. Приговором суда от 14.10.2010 ему окончательно назначено наказание 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в колонии поселения. В 2012 году ему изменен вид режима наказания – на колонию общего режима. Для дальнейшего отбывания наказания был этапирован в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 21.05.2012 приговоры приведены в соответствии с требованиями закона, к отбытию наказанию определен 1 год 10 месяцев. В ФКУ ИК-27 срок исчислили с 14.10.2010 по 13.08.2012, в то время как фактически начал отбывать наказание в КП-48 с 21.09.2010, что привело к его незаконному удержанию на 23 дня и свидетельствует о нарушению его прав.
В ходе судебного разбирательства, исходя из существа предмета спора, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерство финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФСИН России.
В судебном заседании на обсуждение вынесен вопрос о подсудности административного дела Железнодорожному районному суду г. Красноярска с учетом межрайонной компетенции ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Административный истец Измайлов Д.А., участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, просил передать административное дело в Нижнеингашский районный суд Красноярского края (по месту жительства до осуждения).
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю Борзова О.Ю. полагала дело подсудным Советскому районному суду г.Красноярска.
ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Красноярскому краю представителя не направило, извещено о его времени и месте надлежащим образом.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Разъяснение указанной нормы процессуального закона приведено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»: в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Согласно ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
В соответствие с п.п. 1, 14, 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, утвержденным Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.
К основным задачам ГУФСИН России по Красноярскому краю относится обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ, и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; организация исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых. Главное управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также на прилегающих к ним территориях, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; организует медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.
С учетом того, что в силу приведенных норм компетенция ГУФСИН России по Красноярскому краю (действует на всей территории Красноярского края) распространяется за пределы территории нахождения самого органа (Железнодорожный район г. Красноярска), подсудность административного спора определяется согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного суда РФ: административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации, но в суд не любого района Красноярского края, а в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия), на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия), либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
Согласно административному исковому заявлению, его предметом является несогласие административного истца с его удержанием в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 21.07.2012 по 13.08.2012 (23 дня).
Следовательно, правовые последствия оспариваемых административным истцом действий возникли на территории ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где он отбывал наказание (Советский район г.Красноярска).
Изложенное свидетельствует о неподсудности заявленного административного иска Железнодорожному районному суду г. Красноярска.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 24 КАС РФ Измайлов Д.А. как административный истец, являющийся гражданином, также вправе подать административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, по своему месту жительства.
Из содержания административного искового заявления, адресной справки следует, что административный истец зарегистрирован по адресу: Красноярский край, <адрес> что последний подтвердил в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.
С учетом положений ч. 1 ст. 22 КАС РФ суд приходит к выводу, что данное административное дело не подсудно Железнодорожному районному суду г. Красноярска и принято Железнодорожным районным судом г. Красноярска с нарушением правил подсудности, установленных ст. 22 КАС РФ.
Согласно ч. 4 ст. 24 КАС РФ право выбора между несколькими судами, которым согласно данной статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу. Административный истец, пользуясь предоставленным ему процессуальным правом, просил передать дело в районный суд по своему месту жительства, в связи с чем административное дело подлежит передаче для рассмотрения по существу в Нижнеигашский районный суд Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27, 198-199 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное дело по административному иску Измайлова Дмитрия Александровича к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда передать для рассмотрения по подсудности в Нижнеингашский районный суд Красноярского края.
На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение 15 дней с момента его вынесения.
Судья О.С. Науджус