Дело № 2-157/2022
УИД 32RS0028-01-2022-000115-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Сухарьковой Е.В.,
при секретаре Верещако З.Б.,
с участием представителя истца Зайцевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области (истец) обратился в суд с иском к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области, ссылаясь на то, что при проверке исполнения законодательства о муниципальной собственности установлено, что на территории муниципального образования Стародубский муниципальный округ имеется водопроводная сеть с инвентарным номером 00174, расположенная по адресу: Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина. В настоящее время государственная регистрация права собственности водопроводной сети не осуществлена, что создает препятствия в осуществлении государственного контроля за санитарно-эпидемиологическим и техническим состоянием водопроводной сети при ее эксплуатации, а также угрозу совершения террористических актов путем сбросов в водопроводную сеть отравляющих веществ, закладки взрывных устройств, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Истец просил суд обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на водопроводную сеть с инвентарным номером 00174, расположенную по адресу: Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина.
В судебном заседании представитель истца, старший помощник прокурора Стародубского района Брянской области Зайцева Н.М. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Стародубского муниципального округа Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело без участия представителя, направив в суд ходатайство, в котором, не оспаривая необходимость принятия администрацией мер к регистрации права собственности на указанный объект, просил увеличить срок до 9 месяцев для исполнения заявленных требований.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Стародубского муниципального округа Брянской области и Управления Росреестра по Брянской области - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, сведения о причинах неявки суду не представлены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Закона Брянской области от 29 мая 2020 г. №47-З «Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Стародубского муниципального района, с муниципальным образованием города Стародуб со статусом городского округа, наделении муниципального образования города Стародуба со статусом городского округа статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области» с 1 августа 2020 г. образовано муниципальное образование – Стародубский муниципальный округ.
На основании ст. 3 указанного Закона Стародубский муниципальный округ является правопреемником сельских поселений, Стародубского муниципального района и городского округа города Стародуба. Органы местного самоуправления Стародубского муниципального округа являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений, органов местного самоуправления Стародубского муниципального района и городского округа города Стародуба. Право собственности утративших статус муниципальных образований сельских поселений, Стародубского муниципального района и городского округа города Стародуба на имущество муниципальной казны указанных муниципальных образований, на имущество, находящееся в хозяйственном ведении и оперативном управлении муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий сельских поселений, Стародубского муниципального района и городского округа города Стародуба, исключительные права, а также иные права и обязанности переходят к Стародубскому муниципальному округу на основании настоящего Закона с 1 августа 2020 г. При этом передаточный акт не составляется.
В настоящее время реестр муниципальной собственности Стародубского муниципального округа не сформирован.
В соответствии с реестром муниципальной собственности муниципального образования городской округ «Город Стародуб» и положением «Об учете муниципального имущества муниципального образования городской округ «Город Стародуб», утвержденным решением Совета народных депутатов города Стародуба №234 от 25 августа 2010 г., водопроводная сеть с инвентарным номером 00174, расположенная по адресу: Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина, принята в собственность муниципального образования городской округ «Город Стародуб» на основании Закона Брянской области от 4 марта 2011 г. №17-З «О внесении изменения в Закон Брянской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием «Стародубский муниципальный район» и муниципальным образованием городской округ «Город Стародуб», между вновь образованными муниципальными образованиями «Воронокское сельское поселение», «Гарцевское сельское поселение», «Десятуховское сельское поселение», «Запольскохалеевичское сельское поселение», «Занковское сельское поселение», «Каменское сельское поселение», «Меленское сельское поселение», «Мишковское сельское поселение», «Мохоновское сельское поселение», «Понуровское сельское поселение» и муниципальным образованием «Стародубский муниципальный район», в границах которого они образованы».
Однако, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним от 10 марта 2022 г., сведения о зарегистрированных правах на указанный объект отсутствуют.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) законодательство (ч. 1 ст. 130 ГК РФ) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 69 указанного Федерального закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 4, 7.1, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 4 ст. 10 Устава Стародубского муниципального округа Брянской области, к вопросам местного значения округа относятся, в частности, организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 53 Устава Стародубского муниципального округа Брянской области в собственности Стародубского муниципального округа может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения.
Как следует из п. 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Стародубского муниципального округа Брянской области, утвержденного постановлением администрации Стародубского муниципального округа №2 от 5 августа 2020 г., комитет является уполномоченным органом администрации Стародубского муниципального округа Брянской области, осуществляющим на территории муниципального образования «Стародубский муниципальный округ Брянской области» полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности округа, управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами (земельными участками) в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено правовыми актами округа.
Комитет осуществляет учет и ведение реестра муниципального имущества, находящегося в собственности округа, обеспечивает проведение работы плановой и внеплановой инвентаризации муниципального имущества, осуществляет полномочия собственника при государственной регистрации права муниципальной собственности округа (п. 3.1.7, 3.1.21, 3.1.23 Положения).
Отсутствие государственной регистрации права собственности на водопроводную сеть, расположенную в границах Стародубского муниципального округа, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за санитарно-эпидемиологическим и техническим состоянием водопроводной сети, ее эксплуатацией, а также угрозу совершения террористических актов путем сбросов в водопроводную сеть отравляющих веществ, закладки взрывных устройств, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, непринятие ответчиком мер по устранению данного нарушения затрудняет нормальное и безопасное содержание водопроводной сети.
На представление прокурора от 24 ноября 2020 г. об устранении допущенных нарушений дан ответ, из которого следует, что право собственности на указанную водопроводную сеть не зарегистрировано. Администрацией будут предприняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на водопроводные сети при наличии денежных средств в бюджете муниципального округа на данные цели.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению ответчиком указанной обязанности, суду не представлено. Срок, в течение которого истец просит обязать ответчика зарегистрировать право собственности на названный объект недвижимости, является разумным для совершения указанных действий.
В то же время суд считает, что для принятия мер по регистрации спорного объекта недвижимости ответчику потребуется более значительный срок, чем указанный истцом, в силу чего предоставляет для исполнения решения суда 9 месяцев со дня его вступления в законную силу.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Стародубского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по регистрации права собственности на водопроводную сеть с инвентарным номером 00174, расположенную по адресу: Брянская область, г. Стародуб, ул. Ленина.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Сухарькова
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 г.