Решение по делу № 2-613/2020 от 08.07.2020

Дело № ...

10RS0№ ...-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 августа 2020 г. ........

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Чаловой Н.В.,

при секретаре Челмайкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова В. А. к администрации Кондопожского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения.

установил:

Богданов А.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он зарегистрирован по адресу: ......... В результате пожара дом был полностью уничтожен огнем истец ХХ.ХХ.ХХ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в списки граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Ссылаясь на положения статей 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) истец просит обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить ему вне очереди на условиях социального найма жилое помещение в ........, по степени благоустройства применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, исходя из нормы предоставления, взыскать судебные расходы на представителя в размере 15000 руб., расходы по уплате государственной пошлины.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ее представитель Востриков А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Алексахин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что дом, в котором зарегистрирован истец непригодным для проживания не признавался. Дом в настоящее время восстановлен, а поскольку истец является долевым собственником, он имеет право в нем проживать.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации ч.2 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Согласно ст.ст.14, 15 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ... (далее – Положение), предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (абз. 4, 5, 6 п. 7 Положения).

При этом в соответствии с п. 33 названного Положения установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от ХХ.ХХ.ХХ № ...-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Таким образом, приведенные правовые нормы обязывают орган местного самоуправления при признании дома непригодным для проживания предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в таких домах, другое жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец зарегистрирован по адресу: ........, ранее являлся собственником 2/5 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение.

Из ответа ОНДиПР по ........ следует, что факт пожара по адресу: ........ был зарегистрирован ХХ.ХХ.ХХ. В результате пожара часть дома, принадлежащая Богданову В.А, повреждена по всей площади. По результатам рассмотрения материала по пожару было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

На основании распоряжения администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р истец поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с включением в отдельный список учета. Из ответов, данных в адрес истца администрацией Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ,ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ так же следует, что истец включен в отдельные списки «вне очередников» с момента постановки на учет, то есть с ХХ.ХХ.ХХ.

Как следует из ответа администрации Кондопожского муниципального района № ... Богданову В.А. предложено занять одно из трех свободных помещений маневренного фонда. Своим правом истец не воспользовался.

Оценив представленные доказательства, с позиции приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку единственное для проживания истца жилое помещение в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания, у органов местного самоуправления не возникает обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Суд полагает, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, и истцу необходимо было обратиться в межведомственную комиссию о признании жилого помещения непригодным для проживания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Богданова В. А. к администрации Кондопожского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Чалова

Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.

2-613/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданов Василий Алексеевич
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Востриков Алексей Петрович
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Чалова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
kondopozhsky.kar.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее